Работа с файлами. Файловая система.
Сейчас, когда в ваших головах и руках уже есть практически все необходимые инструменты для написания сложных программ, осталось немножко поднапрячься и узнать, что хранить исходные данные для больших программ очень удобно в виде отдельных файлов. Но, чтобы это понять, надо иметь минимальное представление о файловой организации информации на дисках.
Информация, вводимая с клавиатуры или обрабатываемая с помощью программных средств Бейсика размещается в оперативной памяти компьютера, которая является энергозависимой, и, как только мы выключим питание, вся наша информация погибнет. Чтобы избежать это и донести наши гениальные программы по крайней мере до преподавателя (чтобы он их достойно оценил), а лучше до далеких потомков, необходимо сохранять наши работы на диске в виде файлов.
Файл – это поименованная область на магнитном или лазерном диске. Поименованная – значит, имеющая имя. В файлах могут содержаться тексты, графические и видеоизображения, звуки и музыка, таблицы и базы данных и многое другое, но нас интересуют прежде всего программы, написанные на Бейсике и данные для этих программ.
Мы уже объясняли в самом начале, как сохранить программу в виде файла и открыть уже существующий файл. Имя файлу мы даем сами, но к нему есть некоторые требования:
- имя не должно быть больше чем 8 символов;
- имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр и символов, например, _, -, (,), $ и некоторых других. Впрочем, злоупотреблять специальными символами не стоит – букв и цифр вполне хватает;
- в имени файла запрещены символы Пробел, *, точка, запятая, кавычки, двоеточие.
У файла также есть расширение имени. Оно имеет длину не более трех символов, указывается через точку после имени и характеризует тип файла. Изучаемая нами версия Бейсика (как, впрочем, и практически все другие) автоматически при сохранении добавляет к имени файла расширение bas, что упрощает поиск написанных нами программ и работу с ними.
Для того чтобы хранить свои файлы и результаты работы с ними на диске, лучше завести свой личный каталог (или папку – это одно и то же). Надеюсь, вы знаете как это делается.
В файлах вы можете хранить как исходные данные для обработки, так и результаты работы вашей программы.
Для работы в Бейсике нам чаще нужны файлы, хранящие однородные по типу или структуре сведения о каких-либо объектах. Набор данных о каком-либо одном объекте называется записью.
За самой последней записью находится невидимый символ конца файла, который устанавливается автоматически. Файл может быть пустым, т. е. содержать 0 байт информации, но имя файла и символ конца файла будут присутствовать всегда. Таков закон.
Записи могут содержать данные разных типов, но должны быть обязательно одинаковы по структуре, например:
"Запорожец", "4067 ЛДЕ", "1972", "100$" "ГАЗ-34", "6666 ЛАА", 1989, "3500$"
В соответствии со способом доступа к файлам они делятся на два вида.