События
Программистам, давно работающим в Windows, наверное, не нужно пояснять смысл термина "событие". Сама эта среда и написанные для нее программы управляются событиями, возникающими в результате воздействий пользователя, аппаратуры компьютера или других программ. Весточка о наступлении события – это сообщение Windows, полученное так называемой функцией окна. Таких сообщений сотни, и, по большому счету, написать программу для Windows – значит определить и описать реакцию на некоторые из них.
Работать с таким количеством сообщений, даже имея под рукой справочник, нелегко. Поэтому одним из больших преимуществ Delphi является то, что программист избавлен от необходимости работать с сообщениями Windows (хотя такая возможность у него есть). Типовых событий в Delphi – не более двух десятков, и все они имеют простую интерпретацию, не требующую глубоких знаний среды.
Рассмотрим, как реализованы события на уровне языка Object Pascal. Событие – это свойство процедурного типа, предназначенное для создания пользовательской реакции на то или иное входное воздействие:
property OnMyEvent: TMyEvent read FOnMyEvent write FOnMyEvent;
Здесь FOnMyEvent – поле процедурного типа, содержащее адрес некоторого метода. Присвоить такому свойству значение – значит указать объекту адрес метода, который будет вызываться в момент наступления события. Такие методы называют обработчиками событий. Например, запись:
Application.OnActivate: = MyActivatingMethod;
Означает, что при активизации объекта Application (так называется объект, соответствующий работающему приложению) будет вызван метод-обработчик MyActivatingMethod.
Внутри библиотеки времени выполнения Delphi вызовы обработчиков событий находятся в методах, обрабатывающих сообщения Windows. Выполнив необходимые действия, этот метод проверяет, известен ли адрес обработчика, и, если это так, вызывает его:
if Assigned(FOnMyEvent) then FOnMyEvent(Self);
События имеют разное количество и тип параметров в зависимости от происхождения и предназначения. Общим для всех является параметр sender – он указывает на объект-источник события. Самый простой тип – TNotifyEvent – не имеет других параметров:
TNotifyEvent = procedure (Sender: TObject) of object;
Тип метода, предназначенный для извещения о нажатии клавиши, предусматривает передачу программисту кода этой клавиши о передвижении мыши – ее текущих координат и т. п. Все события в Delphi принято предварять префиксом On: onCreate, onMouseMove, onPaint и т. д. Дважды щелкнув в Инспекторе объектов на странице Events в поле любого события, вы получите в программе заготовку метода нужного типа. При этом его имя будет состоять из имени текущего компонента и имени события (без префикса On), а относиться он будет к текущей форме. Пусть, например, на форме Form1 есть текст Label1. Тогда для обработки щелчка мышью (событие Onclick) будет создана заготовка метода TFormi.Label1click:
procedure TForml.LabellClick(Sender: TObject); begin end;
Поскольку события – это свойства объекта, их значения можно изменять в любой момент во время выполнения программы. Эта замечательная возможность называется делегированием. Можно в любой момент взять способы реакции на события у одного объекта и присвоить (делегировать) их другому:
Objectl.OnMouseMove: = Object2.OnMouseMove;
Принцип делегирования позволяет избежать трудоемкого процесса порождения новых дочерних классов для каждого специфического случая, заменяя его простой подстановкой процедур. При необходимости можно выбирать один из нескольких возможных вариантов обработчиков событий.