Ввод/вывод с использованием функций Windows API
Приведем из большого разнообразия несколько приемов использования функции CreateFile. Часто программисты хотят иметь возможность организовать посекторный доступ к физическим устройствам хранения – например к дискете. Сделать это не так уж сложно, но при этом методы для Windows 98 и Windows 2000 различаются. В Windows 2000 придется открывать устройство ('\\.\A:'), а в Windows 98 – специальный драйвер доступа (обозначается '\\.\vwin32'). И то и другое делается функцией createFile.
Листинг 9.1 Чтение сектора с дискеты при помощи функции CreateFile.
type pDIOCRegs = ^TDIOCRegs; TDIOCRegs = packed record rEBX,rEDX,rECX,rEAX,rEDI, rESI, rFlags: DWORD; end; const VWIN32_DIOC_DOS_IOCTL = 1; VWIN32_DIOC_DOS_INT13 = 4; //Прерывание 13 SectorSize = 512; function ReadSector(Head, Track, Sector: Integer; buffer: pointer; Floppy: char):Boolean; var hDevice: THandle; Regs: TDIOCRegs; DevName: string; nb: Integer; begin if WIN32PLATFORM <> VER_PLATFORM_WIN32_NT then begin {win95/98} hDevice: = CreateFile('\\.\vwin32', GENERIC_READ, 0, nil, 0, FILE_FLAG_DELETE_ON_CLOSE, 0); if (hDevice = INVALID_HANDLE_VALUE) then begin Result: = FALSE; Exit; end; regs.rEDX: = Head * $100 + Ord(Floppy in ['b', 'B']); regs.rEAX: = $201; // KOH onepam-iM read sector regs.rEBX: = DWORD(buffer); // buffer regs.rECX: = Track * $100 + Sector; regs.rFlags: = $0; Result: = DeviceloControl(hDevice,VWIN32_DIOC_DOS_INT13, @regs, sizeof(regs), @regs, sizeof(regs), nb, nil) and ((regs.rFlags and $1)=0); CloseHandle(hDevice); end {win95/98} else begin // Windows NT/2000 DevName: = '\\.\A:'; if Floppy in ['b', 'B'] then DevName[5]: = Floppy; hDevice: = CreateFile(pChar(Devname), GENERIC_READ, FILE_SHARE_READ or FILE_SHARE_WRITE, nil, OPEN_EXISTING, FILE_ATTRIBUTE_NORMAL, 0); if (hDevice = INVALID_HANDLE_VALUE) then begin Result: = FALSE; Exit; end; SetFilePointer(hDevice, (Sector-1)*SectorSize, nil, FILE_BEGIN); // нумерация с 1 Result: = ReadFile(hDevice, buffer';, SectorSize, nb, nil) and (nb=SectorSize); CloseHandle(hDevice); end; // Windows NT/2000 end;
Для чтения и записи данных в Win32 используются функции:
function ReadFile(hFile: THandle; var Buffer; nNumberOfBytesToRead: DWORD; var IpNumberOfBytesRead: DWORD; IpOverlapped: POverlapped): BOOL; function WriteFile(hFile: THandle; const Buffer; nNumberOfBytesToWrite: DWORD; var IpNumberOfBytesWritten: DWORD; IpOverlapped: POverlapped): BOOL;
Здесь все сходно с BlockRead и Blockwrite:
hFile – это дескриптор файла, Buffer – адрес, по которому будут читаться (писаться) данные; третий параметр означает требуемое число читаемых (записываемых) байтов, а четвертый – фактически прочитанное (записанное). Последний параметр – IpOverlapped – обсудим чуть позже.
Функция createFile используется и для доступа к портам ввода/вывода. Часто программисты сталкиваются с задачей: как организовать обмен данными с различными нестандартными устройствами, подключенными к параллельному или последовательному порту? В Turbo Pascal для DOS был очень хороший псевдомассив Ports: пишешь Port[x]: = у; и не знаешь проблем. В Win32 прямой доступ к портам запрещен и приходится открывать их как файлы:
… hCom: = CreateFile('COM2', GENERIC_READ or GENERIC_WRITE, 0, NIL, OPEN_EXISTING, FILE_FLAG__OVERLAPPED, 0); if hCom = INVALID_HANDLE_VALUE then begin raise EAbort.CreateFmt('Ошибка открытия порта: %d*,[GetLastError]); end;
Самое большое отличие от предыдущего примера – в скромном флаге FILE_FLAG_OVERLAPPED. О роли этих изменений – в следующем разделе.