Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для профессионалов

Потоки. Базовые классы TStream и THandleStream.

Потоки – очень удачное средство для унификации ввода/вывода для различных носителей. Потоки представляют собой специальные объекты-наследники абстрактного класса Tstream. Сам Tstream "умеет" открываться, читать, писать, изменять текущее положение и закрываться. Поскольку для разных носителей эти вещи происходят по-разному, конкретные аспекты реализованы в его потомках. Наиболее часто используются потоки для работы с файлами на диске и памятью.

Многие классы VCL имеют унифицированные методы LoadFromstream и saveTostream, которые обеспечивают обмен данными с потоками. От того, с каким физическим носителем работает поток, зависит место хранения данных.

Базовые классы TStream и THandleStream

В основе иерархии классов потоков лежит класс Tstream. Он обеспечивает выполнение основных операций потока безотносительно к реальному носителю информации. Основными из них являются чтение и запись данных.

Класс Tstream порожден непосредственно от класса TObject.

Потоки также играют важную роль в чтении/записи компонентов из файлов ресурсов (DFM). Большая группа методов обеспечивает взаимодействие компонента и потока, чтение свойств компонента из ресурса и запись значений свойств в ресурс.

Таблица 9.3. Свойства и методы класса Tstream.

Объявление Описание
property Position: Longint; Определяет текущую позицию в потоке
property Size: Longint; Определяет размер потока в байтах
function CopyFrom(Source: TStream; Count: Longint): Longint; Копирует из потока Source Count байты, начиная с текущей позиции. Возвращает число скопированных байтов
function Read(var Buffer; Count: Longint): Longint; virtual; abstract; Абстрактный класс, перекрываемый в наследниках. Считывает из потока Count байты в буфер Buffer. Возвращает число скопированных байтов
procedure Read3uffer (var Buffer; Count: Longint); Считывает из потока Count байты в буфер Buffer. Возвращает число скопированных байтов
function Seek (Off set: Longint; Origin: Word): Longint; virtual; abstract; Абстрактный класс, перекрываемый в наследниках. Смещает текущую позицию в реальном носителе данных на Offset байтов в зависимости от условия Origin (см. ниже)
function Write (const Buffer; Count: Longint): Longint; virtual; abstract; Абстрактный класс, перекрываемый в наследниках. Записывает в поток Count байты из буфера Buffer. Возвращает число скопированных байтов
procedure WriteBuffer (const Buffer; Count: Longint); Записывает в поток Count байты из буфера Buffer. Возвращает число скопированных байтов
function ReadComponent (Instance: TComponent): TComponent; Передает данные из потока в компонент instance, заполняя его свойства значениями
function ReadComponentRes (Instance: TComponent): TComponent; Считывает заголовок ресурса компонента Instance и значения его свойств из потока.
procedure ReadResHeader; Считывает заголовок ресурса компонента из потока
procedure WriteComponent (Instance: TComponent); Передает в поток значения свойств компонента Instance
procedure WriteComponentRes (const ResName: string; Instance: TComponent); Записывает в поток заголовок ресурса компонента Instance и значения его свойств

Итак, в основе операций считывания и записи данных в потоке лежа! методы Read и Write. Именно они вызываются для реального выполнения операции внутри методов ReadBuffer и WriteBuffer, ReadComponent и WriteComponent. Так как класс TStream является абстрактным, то методы Read и write также являются абстрактными. В классах-наследниках они перекрываются, обеспечивая работу с конкретным физическим носителем данных.

Метод Seek используется для изменения текущей позиции в потоке. "Точка отсчета" позиции зависит от значения параметра Origin:

  • soFromBeginning – смещение должно быть положительным и отсчитывается от начата потока;
  • soFromCurrent – смещение относительно текущей позиции в потоке;
  • soFromEnd – смещение должно быть отрицательным и отсчитывается от конца потока.

Группа методов обеспечивает чтение и запись из потока ресурса компонента. Они используются при создании компонента на основе данных о нем, сохраненных в формате файлов ресурсов. Для чтения ресурса используется метод ReadComponentRes, в котором последовательно вызываются:

  • метод ReadResHeader – для считывания заголовка ресурса компонента из потока;
  • метод ReadComponent – для считывания значений свойств компонента.

Для записи ресурса в поток применяется метод writeComponentRes.

Класс THandleStream инкапсулирует поток, связанный с физическим носителем данных через дескриптор.

Для создания потока используется конструктор:

constructor Create(AHandle: Integer);

В параметре которого передается дескриптор. Впоследствии доступ к дескриптору осуществляется через свойство:

property Handle: Integer;
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.