Синтетический учет поступления и выбытия основных средств
Списание основных средств в случае морального или физического износа осуществляет комиссия, назначенная руководителем организации, в состав которой входят соответствующие должностные лица (главный инженер или заместитель руководителя – председатель комиссии; начальники соответствующих структурных подразделений (служб); главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств). Если организация обладает большим количеством основных средств, то может быть создана постоянно действующая комиссия.
Комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию; устанавливает его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, причины списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производства продукции и др.); выявляет конкретных лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации; устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку. В компетенцию комиссии также входит контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании основных средств (форма №ОС-4, №ОС-4а, №ОС-46), который составляется в двух экземплярах.
Детали, узлы и агрегаты разобранных и демонтированных основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.
Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. В случае, если объект основных средств списывается в результате ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом и проч.).
В бухгалтерии указываются сведения о затратах, связанных со списанием объекта, и материальных ценностях, полученных от его списания, а также определяется финансовый результат. На основании оформленного акта в инвентарной карточке или инвентарной книге делается отметка о выбытии объекта основных средств с указанием даты и причины выбытия. Соответствующая отметка производится и в инвентарном списке по месту нахождения списанного объекта. После этого акт передается на подпись главному бухгалтеру, который производит запись о том, что инвентарная карточка на списанный объект закрыта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Списание основных средств отражается в учете следующими записями:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств"
Кредит 01 "Основные средства"
– На первоначальную стоимость;
Дебет 02 "Амортизация основных средств"
Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
– На сумму амортизационных отчислений;
Дебет 91-2 "Прочие расходы"
Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
– На остаточную стоимость;
Дебет 83 "Добавочный капитал"
Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
– На сумму дооценки списанных основных средств;
Дебет 91-2 "Прочие расходы"
Кредит 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
– На сумму расходов, связанных со списанием основных средств (демонтаж, разборка, транспортные расходы);
Дебет 10 "Материалы"
Кредит 91-1 "Прочие доходы"
– На рыночную стоимость запасных частей и вторичного сырья;
Дебет 99 "Прибыли и убытки"
Кредит 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"
– На сумму убытка от списания основных средств.