Синтетический учет поступления и выбытия основных средств
Учтенные на балансе организации объекты основных средств могут быть утрачены вследствие недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Для определения размера понесенного ущерба организации проводят инвентаризацию. Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. До начала инвентаризации осуществляется проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.
Сведения о фактическом наличии имущества отражаются в инвентаризационной описи основных средств (форма №ИНВ-1), которая составляется в двух экземплярах. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При этом машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
По окончании инвентаризации, оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи, передаются в бухгалтерию, где производится сверка данных описей с данными бухгалтерского учета. В случае установления расхождений составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма №ИНВ-18). В указанную ведомость включаются только те объекты основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях определяется окончательный результат инвентаризации.
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному лицу.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация. Установленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в оценке по остаточной стоимости в результате следующих записей:
Дебет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
Кредит 01 "Основные средства"
– Списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Дебет 02 "Амортизация основных средств"
Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
– Списывается сумма начисленных амортизационных отчислений;
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
– Отражена остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств.
За недостачу ценностей, вверенных работнику на основании договора о полной материальной ответственности, он несет полную материальную ответственность. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать ущерб в полном размере.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Если ущерб, исчисленный по рыночным ценам, окажется ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, величина ущерба определяется по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа имущества.