Редактирование тел
Над телами можно выполнять операции общего редактирования (удаление, перемещение, копирование и т. п.). В падающее меню Modify (Редакт) входит подменю 3D Operation (3M операции), в котором собраны следующие полезные пункты:
- 3D Array (3M массив) – создание трехмерного массива (команда 3DARRAY (3-МАССИВ));
- Mirror 3D (ЗМ зеркало) – создание зеркальной копии объектов относительно заданной плоскости (команда MIRROR3D (3-ЗЕРКАЛО));
- Rotate 3D (ЗМ поворот) – поворот объектов вокруг произвольной оси в пространстве (команда ROTATE3D (3-ПОВЕРНУТЬ));
- Align (Выровнять) – выравнивание объектов с другими точками или объектами в двумерном и трехмерном пространствах (команда ALIGN (ВЫРОВНЯТЬ)).
Операции построения фасок и сопряжения граней тел с помощью команд CHAMFER (ФАСКА) и FILLET (СОПРЯЖЕНИЕ) были рассмотрены в предыдущем разделе.
В связи с особой организацией твердотельных объектов (примитивов типа 3DSOLID) их ручки нельзя использовать для таких действий, как растягивание, модификация граней и ребер и т. п. Для этих целей предусмотрена панель инструментов Solids Editing (Редактирование тел) (рис. 9.91).
Рис. 9.91. Панель инструментов Solids Editing
Первые три кнопки панели соответствуют операциям объединения, вычитания и пересечения тел, аналогичным одноименным операциям над областями, рассмотренным в разд. 9.6. Другие кнопки соответствуют опциям команды SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ):
- – выдавливание граней тела на заданную глубину или вдоль траектории;
- – перенос граней тела на заданное расстояние;
- – равномерное смещение граней на заданное расстояние или до указанной точки;
- – удаление граней тела вместе с сопряжениями и фасками;
- – поворот граней вокруг заданной оси;
- – сведение граней на конус под заданным углом;
- – создание копий граней тела в виде областей или твердотельных оболочек;
- – изменение цвета отдельных граней;
- – создание копий ребер тела в виде отрезков, дуг, окружностей, эллипсов или сплайнов;
- – изменение цвета ребер;
- – создание клейма (нового ребра, являющегося отпечатком другого объекта) на грани;
- – удаление лишних ребер и вершин;
- – разделение многосвязных тел (занимающих несколько замкнутых объемов в пространстве) на отдельные тела (см. пример на рис. 9.90);
- – создание полой тонкостенной оболочки заданной толщины;
- – проверка, является ли объект допустимым телом.
Все эти операции могут быть выполнены также через подменю Solids Editing (Редактирование тел) падающего меню Modify (Редакт).
Команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ), выполняющая все перечисленные операции редактирования твердотельных объектов, начинает свою работу с сообщения:
- Solids editing automatic checking: SOLIDCHECK=1 Enter a solids editing option [Face/Edge/Body/Undo/eXit] <eXit>: (Автоматическая проверка тел при редактировании: SOLIDCHECK=1 Задайте опцию редактирования тела [Грань/Ребро/Тело ACIS/Отменить/ выХод] <выХод>:)
Системная переменная SOLIDCHECK, значение которой показывается в первой строке, управляет режимом проверки корректности тел, создаваемых в операциях редактирования. Если значение переменной равно 1, то автоматическая проверка выполняется, если 0 – то не выполняется (тогда проверку надо осуществлять с помощью специального средства команды SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ)).