Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop 6

Раскрашивание и обесцвечивание фотографий

Реалистичный монтаж

Наряду с обработкой реальных фотографий, Photoshop прекрасно приспособлен для создания монтажа. Монтажи (реалистичные изображения, составленные из фрагментов) и коллажи (произвольные сочетания нескольких изображений в одном) исключительно широко используются в рекламе, при иллюстрировании, в промышленном и книжном дизайне. В случае составления коллажа вы заботитесь лишь о гармоничном сочетании фрагментов. Работа с реалистическим монтажом технически гораздо сложнее. Вот некоторые из наблюдений авторов – что нужно сделать, чтобы монтаж был реалистичным:

  1. Фрагменты такого монтажа должны иметь, в первую очередь, сходный ракурс съемки. Вы не добьетесь реализма, монтируя кружку, снятую сбоку на изображение стола, снятого сверху. Ракурс исправить очень трудно. Возможна эта операция только для таких объектов, как море, дорога без деревьев, равнина, небо и др., которые допускают в весьма ограниченном интервале изменение ракурса путем свободного трансформирования.
  2. Очень важным является соответствие размеров фрагментов. Photoshop позволяет увеличивать и уменьшать изображения, если они не совпадают по размерам. Как правило, в точечной графике принято уменьшать слишком большое изображение, чтобы оно было соразмерно самому маленькому, а не наоборот. После такого масштабирования (без соответствующего изменения разрешения) всегда имеет место потеря качества, в частности, обычно ухудшается четкость в мелких деталях. Это вызвано удалением ("прореживанием") множества пикселов. Восстановить исходную резкость нельзя (удаленные пикселы не вернуть), но слегка повысить ее визуальное восприятие можно с помощью фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость). Если монтаж имеет большой размер, а вклеиваемый фрагмент мал, то увеличивать его можно лишь в небольшой степени, иначе его разрешение будет слишком низким.
  3. Совмещаемые фрагменты должны иметь одинаковое освещение. Странно, если солнце на монтаже расположено слева, а фигура освещена справа. Изменение освещения производится с помощью выполнения тоновой коррекции участков изображения в окнах Levels (Уровни) и Curves (Кривые) или инструментов Dodge (Осветление) и Bum (Затемнение). В сложных случаях значительную помощь может оказать фильтр Lightning Effects (Эффекты освещения).
  4. При комбинировании изображений важнейшее значение имеет их цветовое соответствие. Для этого необходимо изменить цветовой баланс.
  5. Тени на монтированном изображении должны находиться там, где им положено быть. Тень от целого слоя создается при помощи эффектов слоев или путем дублирования слоя с последующим искажением. Вручную тень несложно нарисовать инструментом Airbrush (Аэрограф), выбрав большую кисть и низкую непрозрачность.
  6. Прозрачные объекты должны быть реалистичны. Мнение, что стекло прозрачно и поэтому невидимо, как ни странно, является распространенным заблуждением. Если вы внимательно посмотрите на окно своей комнаты, то, несомненно заметите, что положение стекла определяется не только рамой. Стекло видимо за счет отражения предметов внутри помещения, загрязнения поверхности и бликов наружного освещения. Неплохой имитацией стекла является "полупрозрачность".
  7. Вырезанные и вклеенные фрагменты не должны иметь каймы. Для этого выделенную в исходном изображении область следует растушевать (обычно на 1-3 пиксела), а затем, вклеив фрагмент на слой, выполнить одну из команд группы Matting (Кайма) меню Layer (Слой). В новой версии появились отличные инструменты для экстракции фрагментов: Back ground Eraser (Фоновый ластик) и Magic Eraser (Волшебный ластик) и диалоговое окно Extract (Экстракция), рассмотренные в главе 4.

Вариант, когда монтаж создается, исходя из поставленной задачи, является самым распространенным. Перечислим основные этапы работы:

  1. Получение (или придумывание) задания. Подбор и/или создание фрагментов. Сканирование оригиналов.
  2. Компоновка фрагментов в черновом режиме (при низком разрешении). На этом этапе продумывается композиция, отбрасывается лишнее, иногда приходится искать дополнительные изображения.
  3. Доводка эскиза (света, цветов, ракурсов, размеров, теней), применение фильтров эффектов.
  4. Окончательная компоновка монтажа с высоким разрешением. Следует тщательно подготавливать изображения и аккуратно монтировать готовые фрагменты.

Некоторые дизайнеры заранее продумывают композицию монтажа, как художник – картину. Такой метод работы очень привлекателен, ничто не ограничивает вашей фантазии. Если вы хороший фотограф или художник (или располагаете услугами профессионалов) и имеете много времени для работы, то оригиналы можно сфотографировать или нарисовать специально для монтажа. Так делаются дорогие рекламы, например, парфюмерии или табака. Найти же готовые оригиналы при таком методе работы практически невозможно.

Иногда при монтаже приходится исходить из наличных фрагментов (например, логотип фирмы, пачка рекламируемого печенья). Такой способ монтажа трудоемок в плане композиции, поскольку фрагменты могут быть произвольными и плохо сочетаться друг с другом. Для подобной работы вам необходим опыт. Однако и этот вариант монтажа по-своему интересен, поскольку дает возможность применять нестандартные дизайнерские решения.

В реальных условиях процесс создания монтажа часто включает все три метода работы. Вы получаете задание (или придумываете его). При этом в задаче есть обязательные детали (так, в рекламе стирального порошка непременно должна быть его пачка). В поисках фрагментов вы наталкиваетесь на интересные оригиналы, вам хочется их смонтировать. Наконец, вы можете нарисовать недостающий логотип или сфотографировать предмет в нужном ракурсе.

Для обработки изображений в программе используются различные фильтры. С некоторыми из них – фильтрами резкости и размытия – мы уже знакомы. В следующих разделах речь пойдет о фильтрах эффектов. Все они снижают деталировку и превращают фотографию в подобие рисунка. Вы можете воздействовать на характер искажения, применяя разные фильтры, а также на степень искажения, увеличивая или уменьшая задаваемые параметры в диалоговых окнах.

Каждый фильтр имеет свою область применения. Одни подходят для обработки пейзажей, другие – для портретов, какие-то фильтры хорошо смотрятся на изображениях с четким контуром, какие-то – на фотографиях с контрастными цветами и деталями. Прежде чем делать заключение о качестве фильтра, попробуйте его на изображениях различного типа. Фильтры эффектов собраны в группы, которые мы и рассмотрим. Из каждой такой группы мы опишем по несколько фильтров, остальные вы изучите самостоятельно.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.