Редактирование трехмерных объектов
Размножение трехмерным массивом
Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двухмерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify › 3D Operation › 3D Array. Запросы команды 3DARRAY:
- Select objects: – выбрать объекты
- Select objects: – нажать клавишу Еnter по окончании выбора объектов
- Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: – указать тип массива
- Enter the number of rows (----) <1>: – указать количество рядов массива
- Enter the number of columns (|||) <1>: – указать количество столбцов массива
- Enter the number of levels (…) <1>: – указать количество уровней массива
- Specify the distance between rows (----): – указать расстояние между рядами
- Specify the distance between columns (| |): – указать расстояние между столбцами
- Specify the distance between levels (…): – указать расстояние между уровнями
Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:
- Select objects: – выбрать объекты
- Select objects: – нажать клавишу Enter по окончании выбора объектов
- Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: R – выбрать круговой тип массива
- Enter the number of items in the array: – указать количество элементов массива
- Specify the angle to fill (+=ccw, – =cw) <360>: – определить угол заполнения
- Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>: – указать, следует ли поворачивать объекты массива
- Specify center point of array: – указать первую точку оси вращения
- Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси вращения
Обрезка и удлинение трехмерных объектов
Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны: режущим или граничным. Чтобы произвести обрезку (удлинение), с помощью системных переменных PROJMODE и EXTEDGE следует выбрать одну из трех проекций: плоскость XY текущей ПСК, плоскость текущего вида или реальное трехмерное пространство.
Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.
При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.
Сопряжение трехмерных объектов
В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК. Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:
- если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;
- если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.
Предположим, например, что в одной плоскости трехмерного пространства находятся две дуги – А и В. Векторы направления выдавливания дуг противоположны: (0, 0.5, 0.8) и (0, -0.5, -0.8) относительно текущей ПСК. Тогда для сопрягающей дуги будет принято направление выдавливания (0.0.5.0.8).