Тонирование
Тени
При создании или модификации источника света можно генерировать тени. Соответствующие инструменты, которые есть только в режимах визуализации Photo Real и Photo Raytrace, отключаются при тонировании снятием флажка Shadows в диалоговом окне Render (см. рис. 11.11). Получение теней на результирующем изображении замедляет процесс тонирования, но рисунок становится намного реалистичнее.
Тени бывают трех типов: объемные, карты теней и тени трассировки луча. Настройка типа тени осуществляется в диалоговом окне источника света любого типа, например в окне New Ptrint Light (рис. 11.16). Для этого необходимо в области Shadows: поставить флажок Shadow On и щелкнуть по кнопке Shadow Options…. В открывшемся диалоговом окне Shadow Options включенный флажок Shadow Volumes/Ray Traced Shadows устанавливает объемные тени для режима Photo Real и тени трассировки луча для режима Photo Raytrace.
Если настроено отображение объемных теней, то модуль тонирования вычисляет объем, занимаемый тенью объекта, и формирует тень, основываясь на данном объеме. Объемные тени имеют резкие кромки, но контуры их весьма приблизительны. На тени, отбрасываемые прозрачными или полупрозрачными объектами, оказывает влияние цвет этих объектов.
Рис. 11.16. Диалоговое окно нового точечного источника света
Карты теней могут генерироваться при двух режимах – Photo Real и Photo Raytrace – во время предварительного тонирования. Для каждого источника можно задать размер генерируемой карты теней в пределов от 64 до 4096 пикселов. Чем больше размер, тем выше точность.
В картах теней не поддерживаются цветовые эффекты, связанные с прохождением света через прозрачные и полупрозрачные объекты. Однако только использование таких карт дает возможность моделировать тени с мягкими границами при фотореалистичном тонировании. Степень мягкости границ определяется пользователем.
Для генерации карты теней необходимо в диалоговом окне Shadow Options снять флажок Shadow Volumes/ Ray Traced Shadows.
Тени трассировки луча генерируются только алгоритмом трассировки луча, исходящего от источника света. Они имеют резкие кромки и точно рассчитанные контуры; на них также оказывает влияние цвет отбрасывающего тень объекта.
Тени всегда увеличивают затраты времени на тонирование – иногда довольно существенно. Обычно для простых объектов объемные тени генерируются быстрее, чем тени трассировки луча. Но для более сложных моделей с большим количеством граней, картина может быть и обратной.
Карты теней, как правило, генерируются относительно долго. Сократить это время помогает выбор вручную отдельных объектов, которые будут отбрасывать тени.