Декоративные заливки. Простейшие элементы. Общие советы по созданию элементов декоративной заливки.
Механизм декоративных заливок – чрезвычайно мощный и бесконечный источник, который позволяет легко и просто решать фактурные проблемы. Грамотно создавая элементы заливок, можно имитировать широкий спектр поверхностей, материалов и т. п.
Для создания элемента заливки можно использовать любые объекты, кроме объектов-масок и объектов с градиентными растяжками. Элементы, предназначенные для заливки, несколько отличаются от элементов, предназначенных для декоративных кистей (ввиду необходимости поворачивать элементы в соответствии с траекторией контура). Информацию о декоративных кистях см. в главе 4.
Перед тем как пробовать создавать элементы для декоративных заливок, необходимо ясно себе представлять "механизм работы" в сравнении с декоративными кистями. Их отличия заключаются в следующем:
- Элементы заливки выстраиваются слева направо и снизу вверх, а элементы декоративной кисти – вдоль контура.
- Как правило, декоративная заливка строится из одного элемента (tile), а декоративная кисть может состоять из трех различных элементов: для сторон, для внешних и внутренних углов (они позволяют сохранить непрерывность узора или орнамента вдоль всей траектории контура).
- Элементы декоративной заливки располагаются перпендикулярно оси X, а элементы декоративной кисти могут быть перпендикулярны к линии контура, причем всегда вершина элемента направлена во внешнюю сторону. Угловые элементы разворачиваются всегда на 90 градусов по часовой стрелке при каждой смене направления контура.
- Элементы декоративной заливки и элементы декоративной кисти по-разному размешаются относительно "габаритного" прямоугольника (bounding box). Для декоративной заливки этот прямоугольник служит маскирующим объектом, вне которого элементы не распространяются, а для декоративной кисти характерно "распространение" и вне прямоугольника.
Простейшие элементы декоративной заливки
Для того чтобы получить оригинальный элемент декоративной заливки, его необходимо создать своими силами, используя графические возможности программы Adobe Illustrator.
При этом следует учитывать принципиальные ограничения при создании, а именно, нельзя использовать:
- маскированные объекты;
- объекты с градиентной растяжкой;
- объекты с декоративной заливкой;
- декоративные кисти;
- объекты с градиентной сеткой;
- пиксельные изображения;
- диафаммы;
- импортированные EPS-изображения.
Также необходимо учитывать и возможные ограничения при печати: следует избегать очень сложных и запутанных конструкций со множеством цветов.
Кроме того, не последнюю роль играет эстетическое восприятие размноженных элементов, здесь требуются соблюдение требований орнаментального искусства и чувство меры.
Технически разумно при создании элемента заливки иметь перед глазами воображаемый или реальный прямоугольник – элемент (tile), на основе которого складывается мозаика заливки и в который "вписывается" декоративный элемент. В конце концов, если ему придать "нулевые" параметры заливки и обводки, его можно включить в элемент заливки в качестве ограничивающей, но невидимой рамки.
Рисунок, предназначенный для использования в качестве элемента заливки, следует выделить, после чего необходимо выполнить одно из двух действий, для того чтобы поместить новую заливку в палитру Swatches (Каталог):
- выполнить команду Define Pattern (Определить элемент заливки) меню Edit (Правка) и в открывшемся диалоговом окне New Swatch (Новый образец) ввести имя заливки;
- просто "перетащить" выделенный объект в палитру Swatches (Каталог).
Если объект удовлетворяет требованиям программы, то она автоматически создаст элемент заливки и присвоит ему стандартное имя. Если все же требуется дать ему пользовательское имя, то двойным щелчком на образце этой заливки можно вызвать диалоговое окно Swatch Options (Параметры образца), которое позволит ввести произвольное имя.
Общие советы по созданию элементов декоративной заливки
При создании элементов декоративной заливки можно руководствоваться следующими общими советами, которые на первых порах могут помочь в освоении продуктивной технологии.
Самый первый совет касается точности и простоты создаваемых элементов. Чтобы этого добиться и это оценить, необходимо работать с достаточно увеличенными оригиналами для заливки. И только после окончательной доводки уменьшить их до требуемого размера.
Если при уменьшении какие-либо детали "пропадают" или выглядят недостаточно выразительно, то от них лучше избавиться или, если они играют важную роль, полностью перекомпоновать рисунок таким образом, чтобы все элементы вносили максимальный вклад "в общее дело". При этом объекты одного цвета, если возможно, разумнее сгруппировать так, чтобы они в общей "стопке" объектов располагались друг над другом. Это может решить множество проблем при печати, поскольку растрирование большого количества мелких векторных элементов – значительная нагрузка для растрового процессора.
Для цветовых эффектов желательно использовать глобальные составные или плашечные цвета, которые впоследствии легче изменять в палитре Swatches (Каталог).