Проверка публикации в типографии
Когда публикация "выходит из-под контроля" и ею начинают заниматься печатники, не следует опускать руки и ждать тиража. Кое-что вы можете сделать для проверки подготовки публикации даже на заключительном этапе.
Образцы краски и лака
Да простят нас типографы за то, что мы еще раз подчеркнем необходимость лишней проверки их действий. Для полной уверенности в правильном подборе красок для публикации (особенно плашечных) соберите их образцы Вначале попросите нанести образец краски на лист бумаги, подготовленный для печати тиража. Это делается при помощи специального ножа или резинового валика. Такой образец дает полное представление о том, как краска сочетается с бумагой.
Рекомендуем подобрать те сорта бумаги, которыми вы постоянно пользуетесь в издательской деятельности, и выполнить такие пробы краски в типографии – они дадут более достоверное представление о результатах цветной печати, чем стандартные "веерные" образцы плашечных цветов. Можно специально для этого составить публикацию PageMaker, в которой будут использованы все цвета и оттенки, с которыми вам приходится чаще всего работать, и пропустить ее через сервисное бюро, получив фотоформы, после чего напечатать эту специальную публикацию. Можно напечатать такую пробную публикацию совместно с какой-либо другой, воспользовавшись свободными краями типографских печатных форм. Обязательно проверьте, каким образом нанесение лака на оттиск меняет его внешний вид. Если вы пользуетесь лаком для глянцевания издания, проверьте, насколько темнее смотрятся под лаком образцы краски.
Проверка фотоформ в типографии
Технолог типографии обладает всеми знаниями, необходимыми для компетентной проверки фотоформ, изготовленных в сервисном бюро. Даже если фотоформы уже проходили выходной контроль в сервисном бюро, в типографии их могут проверить люди, сотни, а может быть, тысячи раз сравнивавшие фотоформы с полученными по ним на данной печатной машине оттисками.
Синьки
Синьки предназначены для проверки правильности подготовки сигнатуры (см. гл. 23) к фальцовке и обрезке. Это – единственный тип контрольного оттиска, по которому можно проверить правильность соответствия страниц при оборотной печати. Важность такой проверки очевидна для книг, но она важна и для брошюр, складывающихся "гармошкой", и даже для почтовых открыток. Представьте, например, открытку, передняя сторона которой ориентирована по горизонтали, а задняя – по вертикали.
Синьки выпускают методом светокопирования. Фотоформы собираются в сигнатуры, после чего экспонируются на светочувствительную бумагу методом контактной печати. Эти сигнатуры используются в технологическом процессе подготовки печатных форм. Таким образом, синька – это последний контрольный оттиск перед печатью. Поскольку перед выпуском синьки сигнатуры, составленные из печатных форм, соответствующих различным цветам, собираются в пакет, по синьке судят о правильности спускового макета для всех цветов. Сами же синьки, как нетрудно догадаться из их названия, имеют синий цвет.
Пробные оттиски с печатной машины
Даже если вам не приходилось работать с публикациями, предъявляющими особые требования к качеству воспроизведения цвета, постарайтесь хотя бы однажды поприсутствовать при выдаче пробного оттиска печатной машиной. Это лучший способ познакомиться с процессом переноса изображений на бумагу печатной машиной.
Постарайтесь заранее настроиться на сотрудничество с бригадой, обслуживающей печатную машину: ваша общая цель – получение наилучшего результата.
Вас приглашают в печатный цех к тому времени, когда подготовка машины должна быть завершена, поэтому постарайтесь не опаздывать. После запуска машины обычно выполняются технологические оттиски, по которым производится окончательная настройка. Внешне это выглядит как выбрасывание в брак листа за листом (при работе машины с листовой подачей) или метра за метром (машины с рулонной подачей) бумаги.
По завершении настройки машина закрывается и выпускается пробный оттиск. Нет времена пытаться найти в нем опечатки – это должно быть сделано давным-давно. На данном этапе вам необходимо убедиться в том, что все цвета воспроизведены достаточно точно и на оттиске отсутствуют очевидные дефекты. Вы должны завизировать контрольный оттиск, и в дальнейшем по нему будут выполняться все последующие настройки при печати тиража.
Как следует работать с контрольным оттиском? Задавайте вопросы технологу типографии и очень внимательно рассматривайте лист, сошедший с печатной машины.
Внимательно просмотрите весь контрольный оттиск и убедитесь, что цветовоспроизведение соответствует ранее утвержденному критерию точности. Если на оттиске имеются объекты, цвет которых должен быть воспроизведен с высокой точностью (логотипы компаний, образцы цвета для каталога системы цветов), сравните их с эталонами в условиях стандартного освещения. Не доверяйте собственной памяти.
Постарайтесь отыскать физические дефекты, возникшие в процессе печати. Морщины на оттиске, просачивание краски с противоположной стороны страницы, смазанные места, вызванные попаданием волос или грязи на печатные формы, кляксы, следы не до конца высохшей краски, перешедшей с соседнего листа, – наиболее распространенные дефекты.
К проверке контрольного оттиска следует подходить очень ответственно. Постарайтесь максимально сконцентрироваться, чтобы не пропустить каких-либо ошибок. Помните, что грубая ошибка на этом этапе загубит весь тираж. Сосредоточьтесь на выявлении тех огрехов, которые может исправить печатник, таких как плотность красок, цветовой баланс и равномерность покрытия. При проверке ответственных изданий используйте денситометр.
Примечание
Имейте при себе образцы цвета для сравнения с контрольным оттиском. Если публикация предъявляет повышенные требования к качеству цветовоспроизведения, принесите с собой оригинал. Если на оттиске имеется фотография какого-либо изделия, лучше сравнить оттиск непосредственно с этим изделием. Обязательно имейте при себе ранее сделанные образцы красок. Если проверяется не первый контрольный оттиск, принесите ранее сделанные и завизированные контрольные оттиски.
Лучше всего, когда оригиналы или образцы предъявляются в типографию в самом начале сотрудничества с ней. На этапе передачи фотоформ и контрольных оттисков в типографию их предъявление просто обязательно. В идеальном варианте типография должна располагать собственным набором образцов.
Сигнальный экземпляр
При работе с многостраничными документами типографии выпускают сигнальные экземпляры – сфальцованные контрольные оттиски, позволяющие проверить спусковые макеты после фальцовки и обрезки. Это уже настоящая книжка, именно такой вид будет иметь весь тираж. Сигнальные экземпляры присылают в издательство. После проверки издательства на них ставятся печать типографии и подпись ответственного за выпуск. После утверждения сигнальных экземпляров печатается тираж книги.