Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Работа с петлями

Петли – это звуковые клипы, созданные с таким расчетом, чтобы их можно было размножать по треку, и тогда они будут изображать целую партию или, по крайней мере, ее фрагмент. Простейший пример: записали пару тактов, сыгранных гитаристом, клонировали пятьдесят раз, получили сто тактов совершенно натурально звучащей партии ритм-гитары. Другое дело, что ни один нормальный гитарист не станет пятьдесят раз играть один и тот же рисунок. Ну. так и мы не такие уж чайники, чтобы этого не понимать, – будем разнообразить!

Существуют огромные коллекции петель в формате wav или mp3, откуда можно их импортировать в Sonar (командой File › Import Audio) и потом создавать из них собственные многодорожечные композиции (например, в современных танцевальных стилях, вроде техно, хауса, джангла, транса и прочей кислотной музыки). Коллекции эти вы найдете на компакт-дисках и в интернете.

Никто не помешает вам создавать петли самостоятельно. Взять из чужой песни интересный фрагмент (загрузив дорожку музыкального компакт-диска в Sound Forge командой File › Extract Audio From CD и вырезав то, что вас заинтересовало) или же записать что-то самому – например, записать с микрофона фрагмент разговора, речь президента или звук отбойного молотка.

Как же создавать петли? Чем вообще отличается петля от обычного аудиоклипа?

На самом деле, только тем, что где-то в свойствах клипа записано, что перед нами не просто какой-то клип, а петля, а также прописаны некоторые характеристики этой петли.

Простые петли

Простейший способ преобразовать клип в петлю такой: выделить мышкой фрагмент и нажать CTRL + L (от слова Loop – петля). При этом желательно выделять целое число тактов, иначе программа сама начнет подравнивать клип под ближайшие границы тактов, отчего он ускорится или замедлится.

Если, готовя клип к превращению в петлю, вы сдвигали его границы внутрь (например, убирая тишину или добиваясь того, чтобы клип хороню зацикливался), программа выдаст вам предупреждение, что, мол, клип будет обрезан по своим нынешним границам. Вас это не пугает? Тогда ОК.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Работа с петлями
Рис. 4.90. Так происходит размножение у петель

После этого уголки у клипа окажутся как бы срезаны (как у левого клипа на рисунке 4.90), сообщая нам о том, что этот аудиофрагмент теперь представляет собой готовую (так сказать, половозрелую) петлю, способную к размножению. Остается взяться мышкой за ее краешек и растянуть, как показано на рисунке 4.90, справа.

Края получившегося клипа можно двигать вперед-назад столько раз, сколько вам нужно, и всякий раз форма волны будет автоматически дорисовываться.

Кроме того, можно пририсовать этому клипу кривульки fade-in и fade-out, поставить на него огибающие громкости, панорамы и всего остального, наложить любые онлайновые и даже офлайновые обработки – и все равно он будет оставаться петлей. И только команда Bounce to Clip сможет снова сделать его обычным клипом.

Впрочем, не только. Повторное нажатие CTRL + L также возвращает петлю в состояние обычного клипа, но при этом будут потеряны все повторения, останется только исходный клип первоначального размера. Как будто вы ничего и не делали.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.