Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Cakewalk Sonar

  • Универсальный секвенсор

    При создания музыкальных и иных композиций очень редко удается обойтись одной стереодорожкой, с которой работает Sound Forge. Ну, голос с фортепиано, голос с гитарой можно записать на две разные дорожки и обработать. А если есть еще губная гармошка или бас? Синтезатор и соло-гитара?
  • Внешний вид и органы управления

    На рисунке 4.1 показан внешний вид программы Sonar 2.2 XL. Вот тут уж не скажешь, что все просто, понятно и совершенно классически устроено. Масса незнакомых и не очень понятных органов управления, окошки с цифрами, какая-то табличка, полосочки, линеечки… Но тут ничего не поделаешь: секвенсоры все довольно сложно устроены – такая специфика. Такое у них образие свое, как сказал поэт. | Рис. 4.1.
  • Запись

    Перед тем как приступить к записи, ладо провести некоторые достаточно важные подготовительные операции – создать проект, назначить дорожку для записи, указать программе, что и с какого источника будет записываться, задать темп и музыкальный размер, настроить метроном и так далее.
  • Сохранение и открывание файлов

    Sonar сохраняет композицию (проект) в файле собственного формата Cakewalk Project (расширение .cwp). Когда секвенсор этот назывался еще Cakewalk Audio или Cakewalk Pro Audio, в нем использовались файлы с другим расширением – .wrk.
  • MIDI-редактор Piano Roll

    Для редактирования MIDI-партий мы будем пользоваться специальным редактором Piano Roll, достаточно мощным и продуманным. В него можно перейти, нажав эту кнопку на главной панели Сонара. Есть еще несколько способов попасть сюда же: двойной щелчок по MIDI-дорожке, команда Piano Roll в меню View и клавиатурная комбинация ALT + 5. | На рисунке 4.26 показано окно редактора.
  • Операции над группами нот

    Самые интересные команды обработки выделенных фрагментов по всяким хитрым алгоритмам находятся в меню Process. Об одной такой команде – Interpolate – мы уже говорили в прошлой главе. Продолжим. | Транспонирование | Команда Transpose выполняет очень простую, но весьма распространенную операцию – поднимает или опускает ноты в выделенном фрагменте на заданное количество полутонов (см. рис. 4.38).
  • Создание партий ударных инструментов

    В стандартном наборе звуков General MIDI (именно такой набор имеется в любом саундбластере) на десятом канале располагается не один инструмент, а сразу куча – все барабаны. Чтобы превратить обычный MIDI-трек в барабанный, достаточно в окне проекта выбрать в списке All строку 10 General MIDI Drums.
  • Нотный редактор Staff

    Представлением нот в виде полосочек дело не исчерпывается. Sonar предоставляет нам возможность работать с нотами именно такого вида, к какому педагоги терпеливо и настойчиво на протяжении многих лет приучают всякого ребенка, посещающего музыкальную школу.
  • Редактирование аудиодорожек

    В старом Кэйкуоке для редактирования аудиоданных был предусмотрен специальный аудиоредактор, который открывался двойным щелчком по клипу. В Сонаре нужда в таком редакторе отпала – все редактирование вполне можно производить прямо в окне проекта.
  • Огибающие

    Мы с вами уже говорили о том, как устанавливать громкость и панораму для аудио – и MIDI-дорожек. Но это статические параметры громкости – раз установил, и на всю песню. Однако какие-то фрагменты композиции хочется сделать потише, другие погромче… Короче говоря, хорошо бы иметь возможность как-то организовать плавное изменение громкости по фонограмме.
  • Микшерский пульт

    Эта кнопка на главной панели Сонара, клавиатурная комбинация ALT + 3 и команда View › Console выводят на экран микшерский пульт секвенсора Sonar (см. рис. 4.72). Тут, как и положено пульту, каждая секция управляет одной из дорожек проекта, а справа находится общий выходной регулятор – мастер.
  • Обработка звука в реальном времени

    Звук в Сонаре можно обработать двумя способами – онлайновым и офлайновым. Онлайновая обработка – та самая обработка в реальном времени – не меняет форму исходного сигнала: вы указываете программе, что при воспроизведении данной дорожки она должна посылать на выход не сам исходный сигнал, а обработанный каким-нибудь эффектом или даже несколькими.
  • Офлайновая обработка звука

    Спору нет, обработки реального времени намного практичнее обычных. Но когда их требуется слишком много и ваш компьютер уже не в состоянии со всеми справиться, вы всегда сможете обработать клип офлайновым способом и разгрузить процессор.
  • Работа с петлями

    Петли – это звуковые клипы, созданные с таким расчетом, чтобы их можно было размножать по треку, и тогда они будут изображать целую партию или, по крайней мере, ее фрагмент. Простейший пример: записали пару тактов, сыгранных гитаристом, клонировали пятьдесят раз, получили сто тактов совершенно натурально звучащей партии ритм-гитары.
  • Программные синтезаторы и сэмплеры

    Со второй версией Sonar XL приходит несколько синтезаторов и сэмплеров, соответствующих стандарту DXi – DirectX Instruments. Это синтезатор VSC, аналоговый синтезатор Dream Station, сэмплер Cyclone, барабанный сэмплер и синтезатор DR-008, а также гитарный процессор Alien Connector ReVal-ver SE, о котором мы уже говорили в главе о гитарных усилителях.
  • Синтезатор VSC471

    Синтезатор Virtual Sound Canvas DXi разработан фирмой Edirol, подразделением, японской компании Roland, известной как производитель синтезаторов, драм-машин, гитарных примочек и прочей музыкальной электроники.
  • Аналоговый синтезатор DreamStation DXi2

    Аналоговые синтезаторы предназначаются тем людям, кому интересно экспериментировать со звуком, создавать из простых сигналов необыкновенные фантастические сочетания. Здесь можно влезть в самое "мясо" звука, повлиять на самые существенные и глубокие его характеристики.
  • Сэмплер Cyclone

    В отличие от синтезаторов, которые создают тембры по каким-то математическим алгоритмам, сэмплеры используют для создания звука заранее записанные образцы – звуковые файлы (сэмплы1). Например, у вас есть файл с записью удара по бочке (бас-барабану).
  • Барабанный сэмплер DR-008

    На самом деле DR-008 нельзя однозначно называть барабанным сэмплером. Потому что с таким же успехом его можно назвать, барабанным синтезатором. Программисты английской фирмы Expansion, создатели этой программы, решили объединить в одной программе оба этих устройства, предоставив нам широчайшие возможности по созданию собственных ударных установок. | Рис. 4.108.
  • Примерный план кампании

    Теперь, после того как мы обсудили основные возможности Сонара можно поговорить и о том, как можно было бы строить работу по созданию музыкальной композиции. | Разбираемся с MIDI | Первым делом создается ритм-секция – записываются бас и ударные инструменты, а также какой-то ритмический инструмент (например, ритм-гитара или фортепьяно).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.