Внешний вид и органы управления
Перемещение по композиции
Чтобы поставить курсор в нужную вам точку композиции, есть три способа:
- щелчок мышкой по свободному месту или по фрагменту (клипу) на правой панели (см. рис. 4.5);
- щелчок но линейке вверху;
- щелчок по серой полоске внизу.
Рис. 4.5. Куда надо щелкнуть, чтобы установить курсор на новое место
Правда, по клипам щелкать небезопасно, потому как сплошь и рядом вместо щелчка происходит небольшое перетаскивание. Вполне можно этого не заметить, а потом долго удивляться, почему вся музыка разъехалась.
Очень удобно пользоваться клавиатурными комбинациями для перемещения курсора:
- CTRL + PgUp и CTRL + PgDn переносят курсор на следующий или предыдущий
- CTRL + End, CTRL + Home – в конец и начало;
- F8 и F7 – в конец и начало выделенной области.
Клавиша F5 вызывает команду перехода по времени – время надо будет ввести вручную.
Еще один удобный способ быстрого перехода между фрагментами композиции – разметить ее маркерами ("вступление", "1 куплет", "1 припев", "2 куплет", "2 припев", "проигрыш…", "кода"), а потом быстро переходить от маркера к маркеру.
Ставится маркер клавишей F11 (в позиции курсора) или командой Insert Marker в контекстном меню верхней линейки (в произвольном месте – куда мышкой ткнете). Вас попросят ввести имя маркера и, если это требуется, скорректировать время. Имя маркера можно будет прочесть под верхней линейкой (на рисунке 4.5 тут два маркера с именами 111 и 222).
Для быстрого перехода к следующему или предыдущему маркеру используются комбинации CTRL + SHIFT + PageDn и CTRL + SHIFT + PageUp. Можно воспользоваться также кнопками панели Markers (см. рис. 4.6). В левом списке вы найдете весь список маркеров для быстрого перехода к любому из них, а далее идут две кнопки для перехода к предыдущему и следующему маркерам.
Рис. 4.6. Панель Markers
Самый правый список называется Default Groove-Clip Pitch, о том, что это такое и для чего, мы с вами поговорим в главе "Ритмизованные клипы".
Время абсолютное и музыкальное
На панели Position (см. рис. 4.7) два черных окошка, показывающих текущее положение курсора. Зачем два?
Затем, что Sonar измеряет время двумя способами:
Рис. 4.7. Панель Position
- левое окошко показывает музыкальное время: сколько прошло полных тактов, сколько ударов (четвертушек или восьмушек) и тиков (минимальных единиц темпа) – такты:доли такта:тики,
- а правое показывает абсолютное время в формате часы:минуты:секунды:кадры. (Кадрами (frame) называются в Сонаре минимальные единицы длительности звука – те самые, которые в Sound Forge назывались сэмплами.)
В проектах, состоящих только из MIDI-дорожек или же в комбинированных (MIDI+аудио), нам важнее будет музыкальное время, а при работе со звуковыми проектами без MIDI, где никаких осмысленных тактов может просто не быть, мы будем пользоваться абсолютным временем.
На самом деле, окошки эти – не просто индикаторы. В любое из них можно встать мышкой и ввести другое время для курсора. Нажмете Enter и тут же перескочите в эту точку.
Для перемещения предназначен и движок, который позволяет быстро переходить на любой участок композиции.
А кнопочки Go To From и Go To Thru помогут быстро поставить курсор в па-чало и конец выделенной области.