Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сэмплеры

Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что большинству людей, которые хотят научиться работать с музыкальными программами, не очень-то интересно заниматься созданием собственных инструментов – что-то там сэмплировать, конструировать, размечать и т. п. Большинству начинающих не хочется тратить на это время, они хотели бы пользоваться в своей работе готовыми библиотеками звуков. И библиотеки такие существуют – очень большие и весьма качественные, причем по самым разным стилям и направлениям музыки, по разным группам инструментов – ударных, клавишных, струнных, духовых, народных, синтетических, в виде сэмплов и в виде петель… Вопрос только в том, как получить к этим библиотекам доступ.

Вопрос распадается на две части: где взять эти библиотеки и как ими воспользоваться.

Ответ на первый "подвопрос" достаточно очевиден. В музыкальных и компьютерных магазинах можно найти множество компакт-дисков со звуками самых разных типов и размеров, есть множество интернетовских сайтов, на которых частные лица и мелкие фирмы продают диски из своих коллекций. Сходите, к примеру, на Яндекс, введите строку для поиска "библиотека звуков" или "продаю сэмплы" и найдете массу таких объявлений. Есть немало сайтов, откуда можно скачивать звуки непосредственно – иной раз и бесплатно (см. таблицу 6 в приложении).

Кстати, хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Покупая компакт-диски со звуками, берите только "сухие" звуки – без реверберации, дилэя и всей про-.чей красоты. Звучать такие сэмплы могут классно, но пользоваться ими в реальных произведениях будет невозможно. К примеру, у вас в композиции обработки имитируют небольшой объем – комнату, маленький зальчик, студию, а классные звуки, купленные за 30 долларей, все как один звучат как бы в большом концертном зале. А то и в бескрайнем космическом пространстве. Ну и что делать? Выбросить.

Второй вопрос – насчет того, как всеми этими звуками пользоваться – более сложен. И вот почему.

В раннюю компьютерную эру самыми популярными "железными" сэмплерами были изделия фирмы Akai, в которые можно было загружать высококачественные наборы многослойных сэмплов с CD. Поэтому среди музыкантов акаевские диски стали фактическим стандартом. Имеешь возможность работать с инструментами этого формата – перед тобой открыт весь мир звуков, наработанных профессионалами за пару десятилетий. Не можешь – сидишь, как последний герой Робинзон Крузо на необитаемом острове, и пользуешься тем что само упало с ближайшей пальмы. Фигней всякой пользуешься.

Но Windows не понимает формата дисков Akai. Проводник показывает пустой компакт-диск, а FAR Manager пишет Cannot read the disk in drive E: (не могу прочесть диск в дисководе, к примеру, Е:). А значит, нам нужен такой программный сэмплер, который мог бы эти диски читать.

В конце 90-х вышла наделавшая много шуму программа GigaSampler, которая читала акаевские диски и позволяла сохранять инструменты на винчестере в файлах собственного гигасэмплеровского формата (расширение .gig).

В 2000 году вышла следующая, еще более продвинутая версия этой программы – GigaStudio, которая и подтвердила новый стандарт. Сегодня вы без особого труда сможете найти качественные и обширные библиотеки звуков в формате GigaStudio. Компакт-диски тут, к счастью, нормально читаются системой Windows – это обычные диски с данными. Но сэмплер, который мы ищем, должен понимать формат GIG.

К сожалению, в комплекте Сонара ничего такого нет. Так что со временем, когда вы освоитесь с богатствами сонаровского комплекта и возникнет у вас желание расширить диапазон звуков, вам потребуется еще одна программа-сэмплер. Я, конечно, не исключаю, что и в комплект Сонара будет со временем включена какая-нибудь подходящая софтинка. Но пока ее нет, надо взять что-то на стороне. Что же?

Естественно, первое, что приходит в голову, – не искать копий и подобий, воспользоваться первоисточником – сэмплером NemeSys GigaStudio. Именно об этой программе мы и поговорим в первую очередь. Программа мощная, очень быстрая, способная загрузить инструмент такого громадного размера, что и на компакт-диске с трудом помещается! Причем даже самые большие сэмплы читаются с диска в реальном времени: вы играете на MIDI-клавишах, а звучит какой-нибудь высококачественный пятисотмегабайтный инструмент, да при этом программа успевает подкачивать звук с диска и правильно отрабатывать звучание – без всяких там остановок и заиканий, тресков и скрипа.

Достигается такая потрясающая эффективность тем, что Гигастудия написана на Ассемблере – языке нижнего уровня, практически на языке кодов процессора. Ассемблерные программы очень быстры и компактны. Достаточно сказать, что версия 2.54 (2003 года выпуска) весила в архиве порядка 3 МБ – как какая-нибудь утилитка для создания дополнительных панелек в Windows3. При этом программа в минимальной степени пользуется услугами операционной системы, общаясь со звуковой картой напрямую.

Впрочем, напрямую GigaStudio общается не со всеми звуковыми картами – их слишком много и они слишком разные, чтобы можно было со всеми общаться одинаковыми способами. Для Гигастудии требуются карты, соответствующие стандарту GigaStudio Interface (GSIF), а это, как на подбор, устройства сложные и не самые дешевые.

С нашими обычными саундбластерами программа вынуждена работать уже через посредство виндоузовского драйвера Direct Sound. И тут начинаются проблемы.

Каждый посредник, как мы знаем нз всего опыта жизни, желает получить свой процент. В данном случае процент состоит в том, что работа замедляется, а сама программа начинает сильно зависеть от активности других программ и состояния операционной системы.

Но это бы полбеды. Беда в том, что в Windows 2000 и ХР драйвер Direct Sound работает существенно иначе, чем в 9х: компания Microsoft изменила стандарт, забыв посоветоваться с фирмой NemeSys. А фирма NemeSys переписывать заново свою программу под новую версию Direct Sound на захотела: еж, как известно, птица гордая – пока не пнешь, не полетит.

В результате под ХР и 2000 программа работает только с картами стандарта GSIF, а с недорогими звуковыми картами, которыми пользуется подавляющее большинство владельцев компьютеров, работает только в демонстрационном режиме, без возможности загружать звуки. Может, со временем кто и пнет ежа, и тогда выйдет версия, работающая под 2000 и ХР, а может, уже и нет…

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.