Сэмплеры
Обработки из комплекта GigaStudio
Щелчок по кнопке DSP Station (станция цифровых обработок звука) в левой панели GigaStudio переносит нас на страницу эффектов реального времени. В комплект программы входят ревербератор, хорус и дилэй, а зарегистрированные пользователи получают также эквалайзер. Впрочем, в нашей великой стране (и некоторых близлежащих) все пользователи чудесным образом оказываются зарегистрированными и имеют полную возможность наслаждаться халявным эквалайзером.
Четыре продолговатые кнопки вверху секции предназначены для размещения эффектов: щелкните по стрелочке и получите их список. Кнопка Edit вызывает диалоговое окно обработки. Думаю, после всего того, что было в этой книге рассказано об эквалайзерах с ревербераторами, с этими образцами вы разберетесь без особых проблем.
Если отжать кнопочку DSP (на нашем рисунке вы можете увидеть ее прямо над левой парой фэйдеров), то кнопки с эффектами пропадут, и можно будет послушать, как все звучит без обработки.
Кроме того, в диалоговых окнах каждого из эффектов будет кнопка Bypass, временно отключающая только данную обработку.
Обладатели карт, соответствующих интерфейсу GSIF, могут устанавливать обработки на каждый инструмент по отдельности. Щелкните по светлой кнопке внизу (на нашем рисунке там написано "Multi Instr.") и выберите инструмент. Обычные карточки, вроде SB Live, довольствуются общими обработками для всех инструментов – вот этим самым Multi Instr.
Кроме того, при работе с GSIF-картами вы получите не одну обработочную секцию, а все 16, а также сможете воспользоваться параллельными путями для обработки сигнала – в каждой секции имеется для этого по восемь кнопок-ауксов (см. главу "Обработка звука в реальном времени" в предыдущем разделе).
Кнопка Outputs предназначена для выбора аудиовыхода, на который пойдет сигнал с данной секции. Если у вас такой выход всего один, то выбирать будет не из чего.
Что делать с wav-файлами
Немало встречается компакт-дисков, на которых записаны не инструменты или их наборы, а обычные wav-файлы, правда, вычищенные и подготовленные к использованию в сэмплере.
Можно создать из них полноценный гиговский инструмент, а если это не требуется – использовать непосредственно, то есть расставить по клавишам в виде некоей палитры звуков, и пусть себе играют.
Щелкнем мышкой по свободному инструменту (зеленая стрелка носиком вправо перейдет на эту кнопку) и займемся его загрузкой.
Если дважды щелкнуть в гиговском проводнике по звуковому файлу, то он попадет на одну из клавиш виртуальной клавиатуры, отчего она из серой станет белой или черной. Потыкав в клавишу мышкой, вы услышите загруженный звук.
Щелчок по следующему сэмплу ставит его на соседнюю ноту и так далее. Причем расставляются звуки, начиная с клавиши, на которой стоит зеленый треугольничек вершиной вниз (как на ноте "до").
Если вам нужно поставить звук на какую-то определенную ноту, то, прежде чем загружать сэмпл, щелкните по клавише правой кнопкой мыши, и треугольничек туда перескочит (но только по белой: на черные клавиши он почему-то не ставится).
Можно таскать wav-файлы мышкой из проводника на специально для этого предназначенную панель Loaded Waves (вы можете ее видеть прямо над клавиатурой) – эффект будет в точности тот же, что и при двойном щелчке. Панель эта будет показана вам, если вы щелкнете по закладке Distributed.
Набрав таким образом достаточное количество звуков (например, барабанных петель), можно все так и оставить – перейти в Sonar и заняться нотами.
Но если, поработав с этим набором, вы захотите сохранить его, придется вам перенести (кнопочкой Add) нужные звуки в верхнюю панель, которая собственно, и называется звуковой палитрой – Wave Palette. Вот там уже имеются кнопочки Save и Load для сохранения палитры и загрузки ее с диска.
Палитра сохраняется в виде файлика размером в несколько килобайт с расширением .dwc. Как всегда в таких случаях, это означает, что в файле находятся только ссылки на файлы с сэмплами. А значит, перемещать их, переименовывать или удалять не стоит, если хотите и дальше палитрой пользоваться.
Но, кстати говоря, ничуть не сложно будет записать все сэмплы внутрь сохраняемого файла – создать инструмент. В контекстном меню любой строки в панели Loaded Waves или в палитре есть команды Build Gig File From Palette Waves (построить инструмент из палитры) и Build Gig File From Loaded Waves (построить инструмент из загруженных файлов). Выбирайте, что вам надо.
Источником wav-файлов для всяких творческих фокусов-покусов может быть и обычный аудиодиск. Когда вы вставляете его в CD-привод, его дорожки появляются в проводнике Quick Sound. В списке Type проводник пишет про них таковы слова: "CD Audio Track". Утащить дорожку на кнопку нельзя, по двойному щелчку норовит запуститься виндоузовский Media Player. Что же с ними можно делать?
Можно щелкнуть правой кнопкой и выбрать в контекстном меню команду Convert Track to Wave, которая позволит преобразовать дорожку в звуковой файл. Вас только попросят ввести имя файла и указать папку, куда его следует положить.
Взяв этот файл в Sound Forge, вырезав из него какие-то интересные фрагменты, вы потом сможете использовать их для дела. Впрочем, Sound Forge и сам умеет читать аудиодорожки и конвертировать их в wav-файлы – посредники в этом деле ему не особенно-то нужны.
Просуммируем мысленно, что и с каким типом файлов надо делать в Гигастудии, чтобы загрузить звуки в программу. По наборам инструментов – дважды щелкать. По инструментам – дважды щелкать или тащить на кнопку. По wav-файлам только дважды щелкать, но не тащить. По трекам музыкальных компакт-дисков не тащить и не щелкать – вызывать контекстное меню.
Кажется, авторы программы могли бы как-то унифицировать все это многообразие, да, видимо, руки не доходят. Или ноги.