Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сэмплеры

Редактор инструментов

Эта кнопка на панели GigaStudio запускает редактор GigaStudio Instrument Editor. А кнопка Edit в диалоговом окне Channel Information запускает тот же редактор, сразу загружая в него выбранный инструмент.

Кроме того, редактор инструментов можно запустить отдельно – этим значком в папке программы. Давайте хотя бы в самых общих чертах с ним познакомимся.

Вы видите окно редактора, в котором находится некий инструмент, состоящий из семи стереосэмплов. Полосы под клавиатуркой показывают, на какие клавиши каждый из сэмплов назначен. Берясь мышкой за краешки этих полосочек, вы сможете их расширять или сужать, если захотите, чтобы сэмпл использовался при нажатии большего или меньшего числа клавиш. А берясь за середину, сможете перетащить всю эту область на другой свободный участок клавиатуры.

В контекстном меню каждой такой области вы найдете команды для ее удаления, копирования и вставки (Delete Region, Copy Region, Paste Region).

Что приятно, в редакторе действует отмена команды (правда, всего одной) – CTRL + Z или Edit › Undo. В самой-то Гигастудии об отмене команд нет ни слуху, ни духу.

Чтобы послушать, что за звук у вас получается, вы должны нажать кнопку Load file (загрузить файл) и поиграть на своей MIDI-клаве (или запустить воспроизведение в секвенсоре). Но прежде программа попросит вас сохранить инструмент на диск в виде Gig-файла – только после этого вы сможете этим инструментом играть.

И так каждый раз: изменив что-то в инструменте и желая послушать, что из этого выходит, вы должны будете сохранить его (или сохранить с другим именем) и нажать эту кнопку.

Чтобы взять в редактор звуковые файлы, которые вы хотите приспособить для создания нового высококачественного инструмента, нажмите кнопку Insert Sample и найдите на диске нужные файлы. Все они окажутся в левой нижней панели программы – в проводнике.

Обратите внимание, как выглядят в проводнике стереофайлы (первые семь строк) и как моно (последняя строка). У стереофайлов слева нарисованы две волны, у моно – эдна. Скоро вы поймете, зачем нам знать про эти значки.

Чтобы теперь добавить звук в создаваемый инструмент, мы должны прежде всего указать область, в которую хотим этот звук поместить. Надо либо выбрать мышкой одну из существующих областей, либо создать новую область командой New Region в контекстном меню свободного места иод клавиатурной.

Но если вы думаете, что теперь можно просто потащить звук на этот регион или на клавиатуру, как мы поступали в самой Гпгастудии, то вы ошибаетесь. Тут опять все не так, опять все иначе.

Тащить сэмпл надо в расположенную рядом с проводником панельку Velocity Split Window (в ее заголовке написано только "Velocity" и стоит стрелочка носиком вниз). Файл будет назначен на нужный нам регион, а имя его появится в верхней части панельки.

Если вы потащите сэмпл правой кнопкой мыши, то программа не скопирует данные о его высоте (базовую ноту). В таком случае на всех клавишах диапазона сэмпл будет звучать одинаково. Именно так и следует поступать, создавая инструмент из барабанов и перкуссии (в том числе, из петель), а также из шумов и иных не тональных звуков.

В исходном положении область всегда монофоническая, так что притащить на нее можно только моносэмпл. При попытке притащить сэмпл стереофонический программа будет показывать нам перечеркнутый кружок, означающий символическое изображение индейской национальной избы "фигвам".

Но сделать из монообласти стерео не просто, а очень просто. Под панель-. кой есть кнопка Stereo/Mono, которая и позволит поменять тип области, в результате чего она разделится на две колоночки, как и показано на нашем рисунке. Тогда в нее можно будет таскать уже только стереосэмплы.

Однако же само название панельки – Velocity Split Window (что переводится как окно разделения по громкости) – намекает па то, что тут имеется возможность создавать многослойные сэмплы. И правда, имеется.

Щелкните по стрелочке носиком вниз в строке Velocity и получите диалоговое окно Dimension Resource. В этом диалоге предлагается выбрать, на сколько частей должна быть поделена область. (При наличии галочки в строке Apply to all selected regions будут поделены сразу все выделенные области.)

После того как вы нажмете ОК, панель разделится на несколько частей по горизонтали. На рисунке показан простейший вариант с двумя слоями. В каждый из слоев можно притащить по сэмплу.

Линия, отделяющая слои друг от друга, подвижна. Разрешается брать ее мышкой и двигать вверх или вниз, меняя границу громкости, при которой звучит каждый из звуков. Деления на левой серенькой линеечке – это как раз значения громкости (velocity).

А когда вы начнете играть этими звуками (сохранив файл и загрузив инструмент кнопкой Load file), линеечка окажется еще и индикатором громкости. Благодаря этому вы всегда сможете понимать, какой из слоев звучит в настоящий момент.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.