Сэмплеры
Когда на панели инструментов проводника Quick Sound нажата кнопка Audition Mode (режим прослушивания), по двойному щелчку инструменты будут загружаться на одну и ту же кнопку – на ту, которая выделена. Так можно будет быстро прослушать несколько тембров, не загромождая программу.
Непосредственно же из проводника прослушивать звуки нельзя.
На акаевских дисках gig-файлов нет, но инструменты тем не менее имеются. Если в столбце Type проводник напишет вам слово "Program", знайте, что перед вами как раз инструмент формата Akai. Можно немедленно взять его мышкой и потащить на кнопку. Сэмплер скопирует звуки на диск и создаст из них gig-файл, которым вы и будете пользоваться в дальнейшем, когда уберете компакт-диск в коробку.
Собственно говоря, при загрузке любых инструментов GigaStudio делает одно и то же: копирует сэмплы, из которых эти инструменты составлены, с компакта на жесткий диск – в рабочую папку Program Files\NemeSys\GStudio\Temp.
Место расположения рабочей папки можно изменить – перенести ее на самый свободный и самый быстрый из ваших дисков. Для этого надо перейти в настройки программы (кнопка Settings в левой части окна) на страницу. Там нажмете кнопку Browse и укажете другую папку.
Когда инструмент загрузится, на клавиатурке внизу появятся светлые клавиши, в которые теперь можно будет потыкать мышкой, чтобы услышать звук. Однако, щелкая мышкой по виртуальной клавиатурке, вы не сможете почувствовать всех нюансов звука. Нужно поиграть на нормальной клавиатуре – с разной громкостью, с разной скоростью, по одному звуку и аккордами. Для этого вы должны задать номер канала, которым хотите играть. Можно сделать это на самой клаве (на MIDI-клавиатурах и синтезаторах всегда есть возможность выбрать, к какому каналу они подцепляются – читайте инструкцию!), а можно и в Сонаре, выбрав соответствующий порт и канал. Но о том, как заставить Гигастудию взаимодействовать с Сонаром, мы будем говорить в следующей главе.
Иногда возникает необходимость переставить инструмент на другую кнопку. Просто перетащить звук мышкой программа не позволяет, тут используется другой принцип: щелкнув мышкой по кнопке и потащив, вы увидите, как на кнопке меняются названия загруженных инструментов – на каком остановитесь, тот и окажется на кнопке.
Способ, честно сказать, довольно странный и не слишком удобный. Лучше щелкнуть по черному треугольничку носиком вниз в правой части кнопки и найти нужный инструмент в выпадающем списке Load Instruments.
Ниже, во втором выпадающем списке можно выбрать, на какой из входов гиговского микшера надо отправить данный канал для обработки эквалайзером, ревером или иным эффектом реального времени. Впрочем, у владельцев обычных звуковых карт с одним аудиовыходом никакого выбора тут не будет.
Кнопка Detach убирает инструмент с кнопки. Но не выгружает из сэмплера, так что можно будет назначить его на другую кнопку.
А кнопка Edit запускает редактор инструментов, который позволит изменить параметры этого инструмента – ноты, на которых стоит тот или иной из его сэмплов, диапазон громкости для каждого из них.
Щелкните в основном окне сэмплера по закладке Loaded Instruments и увидите список всех загруженных в сэмплер инструментов с указанием номера порта и номера MIDI-канала. В двух последних строках этого списка находятся инструменты 123 ВРМ 3 К2 и 125 ВРМ 4 К2, которые назначены на второй порт (каналы 1 и 2), инструменты ROMM BD и 12STRING GTR – на первый (каналы 1 и 3), а инструмент CLN MIN9 15 загружен, но не назначен никуда.
Щелкнув правой кнопкой мыши по инструменту или выделенной группе, мы сможем выгрузить их из сэмплера: в контекстном меню есть для этого строка Unload Selected. Другая команда – Unload Unmapped – выгружает только те инструменты, которые не назначены ни на одну из кнопочек, а третья – Unload All – выгружает все, сэмплер остается пустым и можно начать работу сначала.
Кроме того, для сброса сэмплера есть у нас зеленая кнопочка-шарик Reset на основной панели инструментов. Щелчок по этому шарику сразу выгружает все звуки, сбрасывает в ноль все параметры гиговского микшера, удаляет из него все обработки реального времени, а также производит аппаратный сброс звуковой карты.
На самом деле, сброс в Гигастудии настраиваемый. Возле кнопки Reset есть стрелка, открывающая список того, что именно будет сброшено, когда вы но этому зеленому шарику щелкаете. Поглядите этот список сами.
Накидав инструментов на разные кнопки, создав некий осмысленный набор, которым вы намерены в дальнейшем пользоваться, сохраните его на диск командой File › Save. Наборы инструментов имеют расширение gsp и в отличие от gig-файлов никаких аудиоданных в себе не содержат – только ссылки на gig-файлы. Понятное дело, размеры у них очень маленькие, но сами по себе – без больших гигов – они ни на что не годны.
В проводнике gsp-файлы имеют тип Performance File1. Увидев такой "перформанс", вы никуда его не тащите – просто дважды щелкаете по нему и получаете полную раскладку инструментов по каналам. Загружать наборы можно также командой File › Open.
Как заставить сэмплер и секвенсор работать вместе GigaStudio? Она не соответствует стандарту DXi (эта программа сама себе стандарт!), так что непосредственно из Сонара мы ею пользоваться не сможем. Она запускается отдельно, потом в нее загружаются инструменты, а потом уже мы должны будем отправиться в секвенсор и попросить его сыграть этими замечательными звуками нашу замечательную музыку.
Фирма NemeSys рекомендует сначала запускать GigaStudio, а уж потом секвенсор, иначе сэмплер может не получить доступа к необходимым ему ресурсам. Но в некоторых компьютерах приходится поступать наоборот – сначала запускать секвенсор, а потом GigaStudio, иначе все начинает страшно глючить и сваливаться. Если у вас наблюдается что-то подобное или же просто не удается в сонаре настроить MIDI-порты, попробуйте изменить порядок запуска этих программ.
И конечно, постарайтесь во время работы с сэмплером не пользоваться никакими посторонними программами: GigaStudio-программа капризная, неизвестно что может вывести ее из равновесия и какие будут последствия.