Примерный план кампании
Кто-то попросит вас убрать MIDI-барабаны, оставить метроном, а кто-то наоборот… Это (и многое другое) выясняется по ходу работы, всего заранее не предусмотришь.
При записи желательно оставлять несколько вариантов каждой из партий. Если какое-то место сыграно нечетко, можно будет вставить кусочек из другого дубля, благо редактура у нас возможна какая угодно и сколько угодно раз. Во всяком случае, смонтировать одну годную партию из трех-пяти дублей проще, чем добиваться того, чтобы музыкант или певец исполнил все от начала и до конца четко, с кайфом, драйвом, да еще и без ошибок. Нет, ну конечно, встречаются такие мастера, которые это умеют, но, во-первых, встречаются они довольно редко, во-вторых, услуги их стоят довольно дорого, а в-третьих, все равно возможны чисто технические накладки.
К тому же некоторых музыкантов записать сразу просто невозможно. Вокальную партию какой-нибудь из наших звезд эстрады, как передают, иной раз приходится монтировать по кусочкам из нескольких десятков дублей. Впрочем, я в этом не участвовал, врать не буду.
В сонаровский проект на аудиодорожку можно вставлять wav-файлы, записанные в других программах, например в Sound Forge. Делается это командой File › Import › Audio, клип появляется на активной (выбранной) дорожке начиная от положения курсора. Важно только, чтобы файлы эти изначально были синхронны, чтобы их можно было совместить в одном проекте.
Очень не вовремя сыгранные ноты можно отрезать и подвинуть под ритм (см. главу "Редактирование аудиодорожек") – либо под тактовую сетку, либо под другой инструмент, если решено всю картину строить под него. В последнем случае стоит развернуть в окне проекта не только дорожки монтируемого инструмента, но и того, под который вы хотите все подравнивать. Некоторые инструменты, такие как бас или барабаны, дают четкую форму волны, под которую легко подвинуть звук другого инструмента. Надо только взять достаточно крупный масштаб по оси времени.
Но в каком месте резать и насколько двигать, это вы должны определить сами. Тут можно очень сильно не угадать – в одном месте поставили вовремя, а в другом из-за этого все оказалось совсем неритмично… И выяснится это далеко не сразу. Например, на следующий день: послушали, что намонтировали, и ужаснулись…
Так что не спешите соединять клипы командами Bounce to Clips и Bounce to Track, оставьте себе возможность все переделать малой кровью, не вспоминая печальное присловье: "на колу мочало, начинай сначала".
Выстраиваем картину
Уже при монтаже надо будет потихоньку расставлять инструменты по панораме и громкости – выстраивать звуковую картину. Кроме того, на дорожки можно будет назначить обработки – эквалайзер, компрессор, реверберацию, эхо.
При выборе параметров реверберации и эха не стоит помещать инструменты в совсем уже разные помещения. Представляйте себе, что музыканты все же пребывают в некоем общем пространстве, например стоят на одной сцене. А если один в католическом соборе, а другой в рок-клубе, как они могут играть вместе?!
Когда все записано и смонтировано, предстоит свести разрозненные партии в единую композицию: выставить уже окончательный баланс по громкости и панораме, определиться с параметрами эквалайзеров, компрессоров, реверов, флэнджеров и прочего.
При этом обязательно надо прослушивать музыку и в наушниках, и на внешних громкоговорителях, на качественных колонках и на дешевых. Только так вы поймете, как ваша музыка будет восприниматься слушателями, у которых, как известно, может быть аудиоаппаратура самых разных классов, включая автомобильные приемники и плееры, которые, как известно, приходится слушать при включенном моторе.
Кроме того, надо послушать музыку очень громко, на средней громкости и максимально тихо. Это тоже выявляет многие недостатки записи – вдруг выяснится, что какой-то инструмент вылезает поперед батьки в пекло, или окажется, что концы слов пропадают в громе всего остального ансамбля… За этим надо очень внимательно последить.
Вообще, сведение – это исключительно важный и сложный процесс, тут масса нюансов, многие из которых я не смогу вам объяснить, поскольку сам не знаю. Знаю только, что надо сбалансировать звук по громкости в правом и левом канале, надо развести по панораме инструменты, которые могут друг другу мешать (потому что играют одновременно или у них схожие частотные характеристики). Надо убрать из-под голоса все, что может его глушить. Поставить взаимодействующие инструменты так, чтобы они взаимодействовали. Не должно быть фазовых искажений при переводе стереозвука в моно (например, при передаче по АМ-радио).
Ну и все прочее того же типа.
В конце работы над композицией сгоняете все в один стереофайл командой File › Export › Audio. Но сначала заглушите все неработающие дорожки, отключите все ненужные кнопки Solo, клавишей Num 5 снимите все выделения (если выделение не снять, то экспортируется только то, что выделено).