Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сэмплеры

Владельцам "двухтысячников" и "экспишек" приходилось даже специально ставить себе Windows 98 или ME – только для того, чтобы пользоваться любимым сэмплером.

Теперь без этого вполне можно обойтись, потому что появились другие программы, не столь привередливые. Как пример такой непривередливой программы мы рассмотрим сэмплер Kontakt немецкой фирмы Native Instrument. Kontakt умеет загружать инструменты GigaStudio, читать диски Akai, нормально работает с любыми звуковыми картами как в Windows 9x, так и в 2000 и ХР и вдобавок соответствует стандарту DXi, так что его можно будет вставлять на Synth Rack в Сонаре.

Есть также очень неплохой сэмплер Halion от фирмы Steinberg, по многим параметрам не хуже GigaStudio, а по каким-то даже лучше. Но он работает только как VST-плагин. Если вы найдете этот сэмплер, найдете к нему адаптер для преобразования в DXi, и если, к тому же, это преобразование у вас пройдет успешно, – можете изучить его самостоятельно. В приложении (таблица 6) я дам интернетовские адреса статеек, посвященных этой программе.

На самом деле, акаевскими и гигастудийными форматами дело не ограничивается. У самой фирмы Akai есть еще два формата дисков, которые не читает ни один сэмплер, кроме собственных акаевских (имеются в виду железные, а не программные сэмплеры). Есть также форматы Soundfont (SF2), EMU, Roland, Kurzweil, Korg, Ensoniq и так далее, причем некоторые тоже имеют по нескольку версий. Нередко встречаются и диски со звуками, созданными в софт-синтезаторах, вроде известной программы Reaktor. И тоже в файлах специфических типов.

Если вам попалось что-то интересное в одном из этих форматов, не грустите: программисты-любители и программисты-профессионалы не оставили без внимания всю эту разноголосицу. Существует небольшой, но весьма полезный класс утилит, специально предназначенных для конвертирования сэмплов из одного формата в другой.

Можно назвать, прежде всего, конвертер CDXtract, который позволяет читать все три формата Akai, а также Roland, EMU3 и 4, SoundFont, Sample-Cell/PC, Kurzweil и преобразовывать их в форматы WAV, AIFF, МрЗ, SoundFont, Mesa, Pulsar, Reaktor, S5000/6000, GigaStudio, Halion, EXS24. Эта программа считается одним из самых качественных конвертеров, воспроизводит характеристики звука наиболее точно. А то ведь некоторые конверторы просто перетаскивают wav-файлы из одного формата в другой, а про всякие важные настройки инструментов знать ничего не хотят.

Другой конвертер – Chicken Systems Translator – знает два из трех ака-евских форматов, форматы Roland (S-700/750/760), Kurzweil, Korg, Ensoniq, EMU (четырех разновидностей), Reaktor, Reality, GigaStudio, SoundFont, WAV, AIFF, SampleCell, Unity DS-1.

Есть и такое чудо техники, как Awave Studio, которое понимает около 150 форматов инструментов, звуковых файлов, а также MIDI и обеспечивает преобразования между ними.

Адреса этих программ вы также сможете найти в таблице 6. А если к моменту, когда вы захотите адресами воспользоваться, браузер покажет вам Ошибку "404 File not Found" или даже "Сервер не найден", так я не виноват – сайты, бывает, закрываются. Ну, тогда сходите на Яндекс или Google и поищете, где находится сегодня нужная вам программка.

GigaStudio

Сэмплер GigaStudio существует в нескольких вариантах, отличающихся по количеству одновременно звучащих голосов – 24, 32, 96, 160. Чем больше голосов полифонии, тем выше должна быть производительность компьютера. Мы с вами поговорим, конечно же, о самой мощной версии – если уж ездить, то в порше, а не в ВАЗ 2101. Тем более что на лотке у пиратов "копейка" и "порше" стоят одинаково.

Для работы с сэмплером требуется как минимум процессор Pentium II с частотой выше 266 МГц, а если у вас Celeron, то он должен быть шустрее 400 МГц. Для компьютеров AMD требования такие: K6-III или Athlon.

Память: для Windows 9х – 64 МБ (лучше 128), а для 2000/ХР – минимум 128.

Поскольку программа постоянно и в большом количестве читает данные с диска, то и диск должен быть достаточно быстроходным (скорость доступа не ниже 9.5 мс), и подключаться он должен через быстрый контроллер (Ultra DMA, Ultra IDE или Ultra/UltraWide SCSI).

На компьютере с минимальными параметрами вы вполне сможете работать с GigaStudio, но максимальная полифония будет для вас недоступна. Впрочем, изловчиться создать такую композицию, в которой была бы 160-голосная полифония, вряд ли кому удавалось, если он пишет музыку не для симфонического оркестра, органа и академического большого хора, а для компьютера.

Теперь о звуковой карте. Для работы с GigaStudio желательно использовать карточку на шине PCI или, на худой конец, ISA (хотя этот стандарт разъемов на материнской плате уже, считай, вымер). USB-карты в принципе тоже годятся, но они всегда работают намного медленнее – сам интерфейс USB для звука в реальном времени слишком тормозной.

Лучше всего GigaStudio работает с картами, поддерживающими интерфейс GSIF (GigaSampler Interface). Это карты от фирм Aadvark, Creamware, Echo, EgoSys, Hoontech, Marian, M-Audio, Motu, RME, Sonorus, Soundscape, Tascam, Terratec и других1. При покупке новой карточки не забудьте спросить у продавца насчет этого самого GSIF'a.

На картах с интерфейсом GSIF звук появляется практически вместе с нажатием клавиши – задержка составляет от 3 до 10 миллисекунд. Причем величина этой задержки не зависит от величины сэмпла и полифонии. На остальных картах (работающих через Direct Sound) задержка может быть гораздо выше, но все равно она практически неощутима.

Как я выше уже говорил, с картами, которые не поддерживают интерфейс GSIF, можно будет работать только из-под Windows 98 или Me.

Разработчики не рекомендуют использовать Гигастудию на ноутбуках со встроенной звуковой картой. А если у вас именно такой ноутбук, они предлагают вам купить себе внешнюю звуковую карту или рэковую систему. Решение, конечно, хорошее, но не сказать, что дешевое. Кроме того, расширенное управление питанием, которое включено во всех ноутбуках, все равно создаст вам немало проблем при работе со звуком.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.