Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Примерный план кампании

Переводим MIDI в аудио

Чтобы перевести MIDI-трек в аудио, включаете на MIDI-дорожке кнопку S (соло), чтобы все остальные дорожки не мешались, включаете на новой аудиодорожке кнопку R (Arm for record). Идете на виндоузовский микшер и выбираете в окне управления записью секцию MIDI. Ну, и пишете.

Не забудьте только отключить метроном, а не то он тоже запишется.

Если по какой-то причине вам не удается пересылать звуки с MIDI на аудио внутри компьютера, можно взять проводок и соединить выход Out звуковой карты с ее же линейным входом, соответственно настроив системный микшер.

Другой вариант – использовать программу, вроде VAC (Virtual Audio Cable), которая позволит обойтись без настоящего кабеля и выполнить коммутацию с помощью кабеля виртуального.

Правда, старые звуковые карты, вроде AWE32, которые не умеют воспроизводить звук и одновременно записывать звук (не полнодуплексные, как их обычно называют), все равно не удастся приспособить к делу. Наверное, самый простой способ – прикупить к ней вторую карточку, пусть самую дешевую. На линейный вход этой самой дешевой карты вы и сможете подключить кабель с выхода вашей любимой не полнодуплексной старушки.

Встречаются кстати, программы, которые умеют конвертировать MIDI в аудио. Можно попробовать что-нибудь из этой области. Например, очень неплохую утилиту WAVmaker фирмы Polyhedric Software. Впрочем, эта программка – нечто большее, чем простой конвертер. Она дает очень широкие возможности по качественной офлайновой обработке MIDI всякими спецэффектами, позволяет начинять ноты очень неплохими сэмплами и переводить в звуковую форму.

Но даже если перезапись из MIDI в wav прошла нормально, начав слушать то, что у вас получилось, вы, возможно, обнаружите некоторые не очень приятные сюрпризики.

Например, перезаписанный звук запаздывает – оказывается сдвинут вправо относительно первоисточника (MIDI-дорожки) и остальных партий. Это вещь понятная: задержка возникает при пересылке сигнала с выхода звуковой карты на ее же вход и при последующей записи на диск. Исправляется такая ситуация просто: берете покрупнее масштаб и двигаете аудиоклип под тактовую сетку или под MIDP.

Тут полезной окажется клавиша F7, которая ставит курсор точно в начале выделенной области: открываете окно Piano Roll, выделяете мышкой ноту, ш которой хотите ровнять, жмете F7 – курсор встает в ее начало. Теперь возвращаетесь к окну проекта и двигаете клип под это положение курсора.

Правда, как именно следует поставить звук относительно курсора – тож не вполне очевидно. Ведь звук никогда не начинается мгновенно (вот его н было, а вот он уже есть и сразу приличного уровня) – звук нарастает посте пенно, передний фронт сигнала может быть достаточно пологим (у гитары или вокала), достаточно крутым (у баса и, особенно, у барабанов), но никогда не представляет собой вертикальную линию, которую можно было бы точно поставить под курсор. Однако же, сделав масштаб покрупнее и немного поэкспериментировав, вы всегда сможете найти точку, которая на слух будет восприниматься как начало звука.

Подравнивая дорожку по месту, не забудьте отключить притягивание к сетке, а то сетка не даст вам ничего подравнять.

Но иногда возникает ситуация гораздо худшего свойства: звук оказывается не совсем синхронен с первоисточником. Тут уж простым сдвигом не обойдешься!

Но не спешите резать файл на сто пятьдесят частей и двигать каждую отдельно. Можно попытаться устранить причину этого явления. Если неравномерность возникает только в начале клипа, возможно, ваш компьютер не успевает выполнить все процедуры по открытию записи. Зайдите в настройки метронома (Options › Project › Metronome) и задайте пару-тройку тактов паузы перед началом записи в окошке Count-in.

А может быть, все это происходит из-за нехватки ресурсов компьютера – запущено слишком много программ, или интенсивно работает какая-то программа, пожирая ресурсы. Тогда выключите на время записи все лишние программы. Может быть, стоит и перезагрузиться.

Работаем со звуком

Собираясь писать живой звук, даже планируя обойтись вообще без использования MIDI, все равно сделайте с помощью MIDI некую заготовку, под которую ваши музыканты без особого труда сыграют свою партию, четко понимая, в каком месте композиции они находятся и что последует дальше.

Обычно в заготовку пишут мелодию, бас, какой-то ритмический инструмент (фортепьяно, ритм-гитару), а также барабаны. Тщательно придумывать партии для заготовки не надо, но аккорды надо брать верные, каждую партию выровнять по громкости и квантизовать, особо не думая о каком-то разбалансе по громкости и местоположению: для заготовки важнее всего четкость и ясность.

В окошке Tempo установите темп, а в окне Tempo View изобразите перемены темпа. Сбалансируйте громкости инструментов – регуляторами Vol в настройках дорожек.

После этого можно приступать к записи. В главе "Начинаем запись" я уже говорил вам о том, что необходимо добиться, чтобы музыкант хорошо слышал и себя, и метроном, и заготовку. Кстати говоря, при наличии четко сделанной заготовки метроном может оказаться не нужен.

Кроме того, если пишете басиста, отключайте партию MIDI-баса, чтобы она ему не мешала, если пишете ритм-гитариста – отключайте MIDI-ритм.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.