Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сэмплеры

Чтобы Sonar смог играть загруженными инструментами, надо сделать две веши: во-первых, разрешить ему использовать GigaStudio в качестве источника звуков, а во-вторых, выбрать инструмент (то есть назначить для дорожки выходной порт и MIDI-канал).

Давайте-ка припомним сонаровскую команду MIDI Devices (из меню Options), которая позволяет задать входные и выходные MIDI-порты. Откройте снова рисунок 4.15 на странице 372, и вы увидите среди прочих портов четыре гиговских с именами от NemeSys MIDI Out Port 1 до NemeSys MIDI Out Port 4. Чтобы включить порты в работу, просто выделим их в этом окне и нажмем ОК.

Останется перейти в окно проекта и назначить для дорожки тот из гпгои-ских портов, в который вы загрузили звуки (ячейка Out), а потом задать нужный MIDI-канал (ячейка Ch). Вот и все, можно запускать воспроизведение.

Иногда после такой настройки Sonar жалуется на то, что у него нет, например, входного устройства (MIDI In), просит выбрать снова. А когда заходишь в окно MIDI Devices и помечаешь нужную строку, он этого как бы и не замечает – снова просит выбрать входной порт. Если на самом деле нет никаких неприятных последствий от такого "как бы отсутствия" MIDI In – клавиатура работает, музыка играет, – то и плюньте. Это такие маленькие и сравнительно безобидные глюки, происходящие от неполного взаимодействия сэмплера с секвенсором и операционной системой.

Бывают ситуации похуже. Например, GigaStudio в какой-то момент просто сваливается, вне зависимости от того, в каком порядке вы запускали программы. Если это безобразие продолжается даже после перезагрузки, попробуйте удалить GigaStudio из системы (утилитой Установка и удаление программ в панели управления Windows), перезагрузиться и установить программу снова. Если и это не помогает, надо снова удалить программу, прекратить читать эту главу и перейти сразу к чтению следующей – которая про смэплер Kontakt, за которым таких глюков не замечено.

Другая ситуация. GigaStudio может полностью монополизировать аудио-канал вашей звуковой карты, так что бедному секвенсору нечем станет проигрывать аудиотреки (MIDI-дорожек это, конечно же, не касается). Если у вас все именно так и происходит, придется вам отредактировать партию, опираясь только на MIDI-треки, а потом перевести MIDI в аудио и выключить сэмплер.

Чтобы перевести в аудио MIDI-дорожку, начиненную гиговскими звуками, надо сделать все, о чем мы говорили в прошлом разделе (глава "Переводим MIDI в аудио"), только в системном микшере на странице управления записью надо указать в качестве источника не MIDI, а Wave, Звук, Аудио – или как там у вас называется эта секция.

Если же по каким-то "железным" или "софтовым" причинам записать таким способом вам ничего не удастся (или вас не устроит результат), можете воспользоваться другим способом. На кнопочной панели GigaStudio есть красная кнопка Rec, щелчок по которой вызывает на экран "ловушку звуков" GigaStudio Audio Capture.

Когда вы нажмете красную кнопку записи, программа попросит вас указать имя записываемого файла и приступит к записи. Идете в Sonar, запускаете в сольном варианте нужную дорожку, потом возвращаетесь в GigaStudio и, как только запись закончится, жмете кнопку Stop. Если что-то не так, щелкнете по кнопке со стрелочками (третьей слева), чтобы отменить запись и удалить неудачный файл.

Кнопка с листочком и циферками позволяет автоматически нумеровать записываемые файлы. При каждом следующем нажатии кнопки записи (например, вы переводите в wav-файл несколько треков) GigaStudio будет предлагать вам для файла то же самое имя, добавляя к нему порядковый номер.

Ловушка фактически устраняет любые посторонние влияния на формирование звука – как со стороны секвенсора, так и со стороны звуковой карты. Даже самая поганая звуковая карта всемирно известной фирмы No Name (по цене три юаня за сто штук) не сможет испортить качество звука, потому что здесь происходит прямое программное преобразование MIDI-нот в звуковые файлы.

Но потом вам придется долго двигать клипы туда-сюда по Сонару, отыскивая их правильное положение.

Чтобы этого избежать, вы можете нажать перед записью вторую справа кнопку на панели "ловушки". Замечательная сия кнопка называется очень длинно: Synchronize to MIDI real time start and stop messages (синхронизировать начало и конец записи по MIDI) и предназначена для того, чтобы запись включалась автоматически именно тогда, когда начинает воспроизведение секвенсор, и заканчивалась, как только секвенсор остановится. Тогда у вас не будет пауз неопределенной длины в начале и конце файла.

А если вы, к тому же, будете писать каждую партию не с того места, где она, реально начинается, а прямо от начала композиции, то сможете потом без раздумий импортировать ее в Sonar, и она сразу же встанет на правильное место.

Однако для того, чтобы синхронизация сработала, надо попросить Sonar передавать в GigaStudio сообщения о старте и остановке. Зайдите на страницу MIDI Out в свойствах сонаровского проекта (см. рис. 5.7) и поставьте галочку в строке Transmit MIDI Start/Continue/Stop/Clock (передавать сообщения о старте, остановке и прочем), а в списке MIDI Output port задайте номер любого из гиговских портов.

Но учтите, что здесь имеется в виду порядковые номера, которые гиговские порты имеют в Сонаре. Перейдите в окно дорожек, откройте список Out у любой из MIDI-дорожек и посмотрите, под какими номерами они там значатся. Именно этот номер и нужно ввести.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.