Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сэмплеры

Правее панели расщепления по громкости расположено еще несколько панелек поменьше. С их помощью мы сможем создать для региона несколько слоев иных типов, которые дополняют разделение по громкости. Выбор сэмплов может происходить в зависимости от состояния любого MIDI-контроллера.

Щелкните по стрелочке в заголовке панельки, и вы увидите диалоговое окно, только тут вы сможете еще и выбрать контроллер из списка. По умолчанию выбрана строка Mod Wheel (колесо модуляции у синтезатора или MIDI-клавы). А значит, не только при разных гром-костях будут разные звуки, но и при нажатом и отжатом колесе.

Понятно, что для такого инструмента надо будет дважды грузить сэмплы в окно разделения: сначала при выделенной левой половине панельки, а потом при выделенной правой.

Если же выбрать в списке контроллеров строку Layer, то получится такой сэмпл, в котором звуки в правой и левой половинах просто звучат одновременно.

Для автоматизации создания нового инструмента из загруженных сэмплов в редакторе имеется программа-мастер.

Мастер последовательно показывает четыре диалоговых окна, в которых вы можете задать множество параметров инструмента. Хочу обратить ваше внимание только на некоторые. Поменяв значения нот в списках Start at note… и End at note…, вы сможете изменить общий диапазон инструмента.

В строке Create region every… half steps (создавать области каждые… полутонов) можно сразу задать размеры для создаваемых областей. Если сэмплы, с которыми вы работаете, размечены по высоте (то есть в них записана информация о базовой ноте), то вместо этой строки можно пометить другую – Automatic region size.

Строка Ignore unity note позволит игнорировать базовую ноту.

В третьем окне можно будет задать количество слоев (Splits) и тип контроллера, который будет управлять сменой сэмплов (Control source). Например, выбрав контроллер Velocity, вы создадите обычный многослойный сэмпл с разделением по громкости.

Кроме того, можно попросить создавать панельку разделения сразу под стереофайлы (Stereo).

В правой части окна редактора GS Instruments расположен блок обработок сигнала, в котором три генератора огибающей (Envelope Generator – EG) и три низкочастотных генераторов (Low Frequency Oscillator – LFO), что создает богатейшие возможности для редактирования звучания каждого сэмпла и, более того, каждого отдельного слоя в многослойных инструментах.

Например, у вас нет отдельных сэмплов для громких и тихих звуков. Тогда вы помещаете на несколько слоев один и тот же сэмпл, но задаете для каждого слоя собственные параметры огибающей, чтобы имитировать быструю атаку громкого звука и медленную у тихого.

А чтобы видеть в панели Velocity Split Window форму огибающей, есть у нас в самом низу кнопка Env .graphs (график огибающей), а рядом с ней – безымянный движок для изменения масштаба.

На этом я хочу закончить свой рассказ о сэмплере GigaStudio, хотя, как легко заметить, рассказано далеко не обо всем. Но о главном рассказано.

Kontakt

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Сэмплеры Программа Kontakt известного производителя софт-синтезаторов и сэмплеров немецкой компании Native Instruments – это 256-голосный сэмплер, в который можно загрузить инструменты всех наиболее популярных форматов – Akai, Halion, Giga, SoundFont и др.

Начиная с версии 1.2 в программе имеется возможность подкачивать сэмплы с диска по мере необходимости – не загружая их все и целиком в оперативную намять. Нужно только установить дополнительный модуль DFD (Direct From Disk), который можно скачать с сайта производителя, и вы получите возможность играть сэмплами такого размера, которые превышают размеры оперативной памяти вашего компьютера.

В комплекте программы есть обработки реального времени (хорус, дилэй, флэнджер, фэйзер, ревербератор), которые навешиваются на каждый инструмент по отдельности, а также дисторшн, компрессор, эквалайзер, фильтр, расширитель стереобазы и прочие, которые обрабатывают общий сигнал с сэмплера. Есть редактор инструментов (в том числе и многослойных), редактор петель, куча всяких фильтров и генераторов огибающей. Короче, есть все, что нужно сэмплеру, и даже больше.

Kontakt соответствует стандарту DXi, им можно пользоваться как отдельно, так и из Сонара (вставляя в Synth Rack). Правда, во втором случае будут недоступны некоторые важные настройки программы. Например, изменить скорость реакции на нажатие клавиш можно, только запустив программу отдельно. Однако, настроив однажды эти параметры, в дальнейшем вы сможете пользоваться этими настройками и из-под Сонара.

Если вы решите купить сэмплер у официального поставщика, то в коробке, кроме самой программы, найдете 5 компакт-дисков с высококачественными звуками от Native Instruments. А кроме того, вы получите книжку по использованию программы. Я упоминаю об этом по той простой причине, что в самом Контакте справочная система начисто отсутствует. Даже файл readme.html, который находится в папке программы, а также некоторые другие файлы в папке Readme, содержат только некие дополнения к этой книжке.

Вероятно, это такой способ борьбы с пиратством и любителями халявы. Но способ неэффективный, потому что любители халявы экономят только деньги, а времени на то, чтобы разбираться с интересным софтом, им не жалко. Как говорил почетный гражданин деревни Простоквашино пес Шарик, "моя жизнь – она бесплатная".

Мы будем говорить о версии 1.2, выпущенной в конце 2002 года. Для нее требуется, по минимуму, Pentium II 300 МГц и 128 МБ памяти. Операционная система Windows 98, ME, 2000 или ХР.

Поскольку многие вещи, существенные для понимания работы сэмплера, уже были нами рассмотрены, я позволю себе рассказать, главным образом о том, что отличает Kontakt от GigaStudio или DR-008 – об особенностях интерфейса программы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.