Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Мастеринговый плагин Wave-Hammer

Команда Wave-Hammer в меню Effects предназначена для мастеринга – окончательной обработки фонограммы перед записью на компакт-диск.

Обычно в конце работы все композиции с одного альбома (все сцены спектакля – или что там еще люди записывают?) собираются вместе. Требуется их подкомпрессировать уже все вместе – выровнять громкость по песням (чтобы не было такого, когда после каждой песни надо делать звук то погромче, то потише), а также ограничить максимальные уровни, чтобы не было щелчков на компакте, чтобы не было перегрузки в радиопередатчике. Всеми этими (и некоторыми другими) вещами занимаются мастеринговые программы. Ну и конечно, мастеринговые студии, но песня не об этом.

"Волновая кувалда" (Wave-Hammer) в "звуковой кузнице" (Sound Forge) представляет собой два соединенных устройства – компрессор и максимизатор уровня (максимайзер). В справке по программе ее авторы с гордостью пишут, что, мол, их кувалда способна потягаться с самыми дорогими железяками, выполняющими мастеринг, а между тем проста в использовании, устроена стандартным образом и вообще диво как хороша.

Правда это или нет, вы проверите сами. Если, конечно, вам будет с чем сравнивать. Небось этих самых дорогих железяк и в глаза не видали (как, впрочем, и автор этой книжки). Но зато со временем вы сможете сравнить этот плагин с другими мастеринговыми программами и плагинами, а уж тех-то в бескрайних просторах интернета и на компактах с программами для обработки звука можно сыскать немало. Назову, например, T-Racks, Masters Bundle или Steinberg Mastering Edition, у которых в комплекте, кроме компрессора с максимайзером, может быть и такая сложная вещь, как ганиометр для проверки фазы, спектроанализатор и всякая иная машинерия.

Кстати, в Фордже тоже есть некий анализатор спектра – команда Spectrum Analysis в меню Tools, с которой вы сможете ознакомиться самостоятельно.

На рисунке 3.38 показана первая страница диалогового окна – компрессор. Кроме ряда знакомых регулировок (повторяться не буду – перечитайте еще разок главу про компрессоры) есть и некоторые незнакомые. Например, переключатель Peak – RMS. Если выбрана строка RMS, то происходит обычное компрессирование по усредненным (точнее, среднеквадратичным) значениям громкости. При этом короткие пики в обработку могут и не попасть. Если же выбрать Peak, то выполняется компрессирование пиков любой длительности, даже самых коротких, что на этапе мастеринга, безусловно, является более правильным методом работы.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Мастеринговый плагин Wave-Hammer
Рис. 3.38. Wave-Hammer – компрессор

Настройка Smooth saturation (плавное насыщение) позволяет избежать искажений при слишком сильной компрессии, смягчает звук.

Строка Use longer look-ahead предлагает компрессору выполнять предварительное сканирование входного сигнала. Это позволит надежно обрабатывать короткие пики даже при достаточно большом времени атаки.

А движок Smart release разрешает автоматически подстраивать время отпускания для длинных и коротких нот. Чем выше это число, тем в более широких пределах сможет меняться выбранное значение Release time.

На рисунке 3.39 показана вторая страница "волновой кувалды" – Volume Maximizer. Назначение этого прибора – выставить максимальный уровень звука, Но так, чтобы даже самый короткий пик не вызвал перегрузки. Уровень этот задается движком Output level – выбор его зависит вот технических требований, которые вам предъявляются, скажем, на радио, с которым вы работаете.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Мастеринговый плагин Wave-Hammer
Рис. 3.39. Wave-Hammer – максимайзер

А движок Threshold указывает, начиная с какой громкости надо брать входной сигнал и усиливать до максимума. Если Output level установлен, к примеру, па – 2 dB, а движок Threshold на – 10 dB, тогда все звуки, которые громче – 10 децибел, будут усилены до – 2 dB. Вполне можно задать порог и ниже выходного уровня. При этом слишком громкие звуки будут ослаблены.

Советую вам внимательно посмотреть и послушать пресеты. Там есть обработки для баса (Bass), голоса (Voice), гитары (Guitar), три пресета для создания гитарного дисторшна (Distortion), для глубокой (Deep compression), средней (Medium compression) и мягкой компрессии (Smooth compression), для максимизации в нуле с порогом срабатывания – 6 дБ и т. п.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.