Запись звука
При работе со звуковыми файлами можно выделить три основных этапа работы:
- запись звука,
- монтаж
- и обработка сигнала разного рода эффектами. Давайте мы с вами в таком порядке и пойдем.
Когда маркеров нет, по CTRL + стрелкам происходит движение на 10 пикселей.
Как организовать процесс
Обычно у звуковых карт два входа для подключения аналоговых источников звука – линейный (Line in) и микрофонный (Mic). Отличаются они друг от друга только чувствительностью – уровнем входного сигнала, который они способны воспринять.
На микрофонный вход можно подавать слабый сигнал – непосредственно с микрофона или с гитарного звукоснимателя без предварительного усилителя.
На линейный вход можно подавать сигналы стандартных уровней с пред-усилителя акустической гитары, гитарного процессора, с выхода микшерского пульта, линейного выхода бытовых магнитофонов и проигрывателей.
Я не советовал бы пользоваться микрофонным входом, если вам важно более или менее сносное качество звука. Как правило, при записи с микрофонного входа не удается избавиться от шипения – собственных шумов звуковой карты. Так, у широко распространенной карты Sound Blaster Live! уровень шумов при записи с микрофонного входа находится в районе – 55 дБ, тогда как на линейном – около – 70, то есть раз в пять ниже! У звуковой карты хорошего качества уровень собственных шумов на линейном входе может оказаться – 85, – 90 или даже ниже.
Можно купить недорогой предварительный усилитель для микрофона, а еще лучше – компактный микшерский пульт, который позволит писать через линейный вход. Заодно вы сможете записывать звук с нескольких источников одновременно, сразу же выставляя уровень для каждого канала. Собираясь писать голос и гитару или голос и фортепьяно, вы поставите два микрофона – в один будете петь, в другой играть, а на пульте выставлять уровни.
Впрочем, для экспериментов со звуком, а также всяких домашних надобностей (вроде озвучивания Windows самодельными звуками) можно втыкать микрофон в микрофонный вход и сильно по этому поводу не переживать.
Кстати, для организации стереозвука не обязательно сразу ставить два микрофона. Можно создать стереофоническое звучание и позже. Но удобнее делать это не в SF, а в секвенсоре, таком, например, как Cakewalk Sonar, о котором речь пойдет в следующем разделе.
Многие интересуются, какой выбрать микрофон. Простого ответа на этот вопрос нет. Есть только очень простой – микрофон надо выбрать хороший. Впрочем, мало кого такой ответ устроит. Хороший понятие растяжимое.
Одно дело профессиональный студийный микрофон Нойман (Neumann) за несколько тысяч зеленых, и совсем другое – "рабочая лошадка" большинства клубов и домашних студий – динамический микрофон Шур (например, популярнейшая модель Shure SM58 за 100-150 долларов, а то и дешевле) или AKG D3800 за 160-180 долларов. Есть и другие модели, которые тоже можно назвать хорошими в своем ценовом диапазоне.
Но те микрофончики, которые входят в комплект некоторых звуковых карт и голосовых модемов, или те бомбошки, которые используются для караоке, назвать хорошими язык не повернется. В дело они не годятся – так, для баловства.
С точки зрения технической, микрофоны делятся на динамические и конденсаторные. Конденсаторные чувствительнее, для студийной работы они больше подходят, чем динамические. Но они и дороже. Динамические микрофоны применяют и как концертные и для оборудования домашних студий.
Есть стереомикрофоны (для домашней студии это, в общем, излишне), есть микрофоны с разными диаграммами направленности – с круговой (чувствительность во все стороны одинакова), в форме кардиоиды (диаграмма напоминает сердечко), суперкардиоиды и даже с изменяемой диаграммой направленности.
Но самую существенную характеристику качества микрофона – частотную характеристику – анализировать очень сложно. Частотная характеристика (точнее, амплитудно-частотная – АЧХ) показывает зависимость уровня сигнала на выходе от частоты на входе. Понятно, что лучше всего пользоваться микрофонами с абсолютно линейной характеристикой, когда нет никаких завалов по нижним или высоким частотам, нет никаких резонансных горбов и прочего непорядка.
Но таких микрофонов в природе нет. А те, которые к этому идеалу близки, стоят таких денег, на которые можно выплатить всем учителям городской школы зарплату за несколько месяцев.
Оценить же, глядя на график, какой микрофон меньше портит сигнал, а какой больше, могут только специалисты.
Надо также понимать, что в домашних условиях даже самый хороший микрофон не даст идеального результата. Студия должна быть изолирована от шумов, а дома этого добиться нереально. Даже окна с тройным стеклопакетом не способны полностью изолировать шум от соседней автомагистрали.
К тому же акустика комнаты, стены которой не обшиты звукоизолирующим покрытием, исказит самый идеальный звук. И дешевый предусилитель многое добавит от себя. И дешевая звуковая карта.
Так что по поводу дорогого микрофона сильно заморачиваться не стоит. Хватит приличного, долларов за 70, 100 или 200.
Отдельный большой вопрос, как ставить микрофон: на каком расстоянии от вокалиста? в каком месте над фортепьяно? над какой точкой акустической гитары? под каким углом?
Вообще-то этому делу – ставить микрофоны для записи – долго учат. Причем для каждого типа микрофона, для каждого инструмента правила свои. А если вас никто и никогда этой науке не учил, то правильнее всего будет надеть наушники (убедившись, что на них поступает звук со входа!), попросить музыканта поиграть (попеть), снять микрофон со стойки и поискать ту точку, в которой звук будет самым лучшим. Вот и все, что я могу вам посоветовать.