Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Внешний вид и органы управления

Масштаб изображения

Сразу обращаю ваше внимание на две пары кнопочек с большой и маленькой лупой Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Внешний вид и органы управления, расположенные в окне документа внизу – слева и справа. Большая лупа увеличивает изображение, маленькая уменьшает. Взявшись за толстый движок между кнопками, можно менять масштаб не по шажкам, а гораздо быстрее.

А для чего их две пары, этих увеличилок?

Правая пара (и стрелки управления курсором и ) меняет масштаб по вертикали. Тогда как левая (и SHIFT + стрелки) меняет масштаб по горизонтали. Это очень разумная была мысль – разделить масштабирование по вертикали и горизонтали. Благодаря этому мы сможем растягивать файл в длину, не меняя масштаба уровней. Или наоборот, сделаем покрупнее слабый сигнал, не меняя масштаба времени.

При самом большом увеличении мы получим доступ к каждой точке кривой, к мельчайшему кванту аудиофайла – сэмплу, как принято говорить.

Щелкнув по изображению сигнала правой кнопкой мыши или заглянув в подменю View › Zoom Time, мы получим доступ еще к некоторым командам масштабирования. Команда Zoom In Full задает максимальное увеличение по горизонтали так, что будут видны отдельные сэмплы.. Команда Zoom Out Full, наоборот, задает такой масштаб, при котором файл, даже самый длинный, помещается в окне целиком.

Есть в контекстном меню еще одна полезная команда, которой мы сможем пользоваться, когда у нас есть выделенный фрагмент. Это команда Zoom Selection – масштаб по размеру выделения.

Перемещение по файлу

Всяческая навигация по файлу продумана в SF достаточно подробно. Кроме очевидных приемов перемещения – с помощью полос прокрутки (лифтов) есть еще масса всяких приспособлений.

Если взяться мышкой за шкалу времени, то можно будет таскать файл в окне. При этом курсор остается на месте. Чтобы и его переставить в новое место, надо будет щелкнуть по кривой в нужной точке.

Выше горизонтальной шкалы на рисунке 3.3 вы можете видеть что-то вроде квадратных скобок с вертикальной чертой. Скобками обозначена та часть файла, которая видна вам на экране в настоящий момент, чертой – положение курсора, а вся эта полоса символизирует собой как бы весь ваш файл. Когда в окне что-то выделено, вместо вертикальной черты вы увидите закрашенную область – выделение.

Эта полоса со скобками поможет нам лучше ориентироваться, в какой части длинного файла мы находимся. Но это не просто индикатор, но и орган управления.

Щелкнув по полоске, мы сразу ставим курсор в указанную точку, что и подтвердит нам строка состояния. И воспроизведение пойдет с этой точки. Но изображение туда перепрыгивает только с началом воспроизведения. И только тогда, когда включен режим пролистывания Scroll Playback (см. выше).

Щелчок правой кнопкой мыши по этой полоске запускает воспроизведение, а щелкнув по ней левой кнопкой и чуть потащив, мы сможем вручную проигрывать звук – прослушивать весь файл маленькими кусочками. Это поможет нам быстро прослушать длинный файл и найти в нем нужное место. Надо признать, – это уникальная возможность, потому что никаких других инструментов и команд для поиска музыки по ее звучанию (а не по виду кривой) просто нет.

Да если бы и была такая команда – о чем бы мы ее попросили? Найди-ка мне, милочка, где там барабанист делает дзынь?!

А вот команда для поиска щелчков, пиков или участков полной тишины в программе имеется. В главе "Поиск пиков и щелчков" вы об этом кое-что узнаете.

Стрелки вправо и влево перемещают курсор на один экранный пиксель вперед или назад, CTRL + стрелки – на 10 пикселей, а PgUp и PgDn – на 10% экрана. Кроме того, есть комбинации для быстрого перехода в начало и конец экрана (Home, End), в начало и конец файла (CTRL + Home, CTRL + End).

Клавиша \ (обратный слэш) перемещает кривую в окне так, чтобы курсор оказался посреди экрана.

Для быстрого возврата к одним и тем же точкам файла есть у нас два механизма. Во-первых, можно расставлять в этих существенных точках метки – маркеры (клавиша М или команда Insert Marker в меню Special), а потом переходить к следующей или предыдущей метке CTRL + стрелками вбок. Убрать, удалить или переименовать маркер можно, щелкнув по нему правой кнопкой мыши.

А во-вторых, что еще более удобно, можно запоминать местоположение курсора вместе с масштабом, который был при работе в данной точке файла. Запоминаете CTRL + цифрой (от 1 до 8), а потом переходите – просто цифрой.

Даже выделение восстанавливается!

Остальные клавиатурные комбинации для переходов вы посмотрите в приложении (таблица 3). Их там еще немало осталось.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.