Хорус, флэнджер и прочие звуковые эффекты
В составе редактора Sound Forge есть несколько обработок, воспроизводящих самые известные обработки гитарных процессоров или студийных эффект-процессоров – хорус, флэнджер, фэйзер, квакушка (вау-вау). Если вы знаете, как все это звучит, мне не придется долго вам это объяснять. А если не знаете, то узнаете. Когда попробуете.
Хорус
По своему воздействию на звук эта обработка напоминает достаточно короткий дилэй с модуляцией – создается эффект множественного звучания. Как будто вместо одной гитары начинает играть одновременно несколько гитар. Задержка создает эффект неодновременности, а модуляция – эффект по-разному настроенных инструментов. Отсюда и название – Chorus (хор).
Чаще всего хорусом пользуются для обработки гитар, реже – для создания вокальных спецэффектов.
На рисунке 3.36 показано диалоговое окно хоруса. Кроме знакомых и понятных движков, управляющих уровнями входного сигнала, сухого сигнала на выходе (Dry out) и обработанного сигнала па выходе (Chorus out), обращаю ваше внимание на движок Chorus out delay (задержка хоруса). Это временной сдвиг Между основным сигналом и "хором", что самым существенным образом влияет на результат. Когда эта задержка находится в пределах 20-50 миллисекунд, получается именно хорус, при более коротких задержках выходит уже что-то весьма напоминающее флэнджер. И наоборот, при более длинных задержках получается обычный дилэи с удвоением звука.
Рис. 3.36. Xopyc
Характер результата зависит также от положения движков Modulation rate (частота модуляции) и Modulation depth (глубина модуляции). Первый задает частоту накладываемой волны (огибающей), а второй определяет, насколько сильно она может влиять на сигнал. Самая мягкая обработка происходит при частоте модуляции менее 1 герца. Но когда частота опускается ниже 0.3 герца, ее действие становится уже практически незаметным.
Едва заметным может стать хорус и при слишком малой глубине модуляции. Тогда, как при слишком большой, будет казаться, что "хоровые" инструменты сильно расстроены.
С помощью этой сладкой парочки можно получить некоторые другие обработки, на хорус мало похожие. При большой глубине модуляции получится вибрато. При малом времени задержки – флэнджер.
Есть и другие способы повлиять на силу эффекта. Параметр Chorus size (размер хоруса) позволяет обработать хорусом выделенный фрагмент несколько раз. Точнее, от одного до трех.