Динамическая обработка уровня
Но опустив порог слишком низко, вы рискуете поднять, кроме полезного сигнала, также уровень шумов. А излишне выровняв громкости, лишите фонограмму динамики, живости – пропадут акценты в исполнении. Как говорится, дурацкое дело – не хитрое, особого труда не составит всю песню скомпрессировать так, что звуки будут иметь одинаковую громкость. Слышно будет отлично. Но приятно ли будет слушать такую музыку, где никто ни разу не споет и не сыграет потише или погромче, а так и будет бубнить с одинаковой силой от начала до конца?!
Еще два параметра динамической обработки могут иной раз весьма пригодиться.
Движок Attack (атака) управляет работой компрессора в самом начале сигнала. Дело в том, что когда уровень поднимается выше порога (Threshold), компрессор включается не сразу, а с заданным этим движком запозданием. Благодаря этому случайные короткие пики в обработку просто не попадают, н это хорошо. Однако есть у этого дела и обратная сторона: например, работая с партией барабанов, вы должны учитывать, что у ударных очень короткое время нарастания (атака), так что если хотите, чтобы барабаны были скомпрессированы, тащите этот движок влево.
Движок Release управляет "хвостом" эффекта – временем отпускания. Когда уровень сигнала падает ниже порога, обработка еще некоторое время продолжается (может, он ненадолго? – надеется компрессор, – может он сейчас опять подскочит?).
И этим, кстати, грех не воспользоваться. Например, вы компрессируете соло-гитару с длинным звучанием (сустэйн, как это называется по-русски). Можете таким способом сделать "хвост" подлиннее, чтобы поддержать слабые концы музыкальных фраз. Но делайте этот так, чтобы не зацепить мусор – шум, который неизбежно вылезает, когда вы поднимаете уж слишком слабый сигнал.
В списке пресетов вы найдете два образна чистых компрессоров – 2:1 compression и 3:1 compression. Первый, помягче, чаще используется для обработки акустической гитары, второй, пожестче, – для голоса или ритм-гитары. Впрочем, все зависит от конкретной фонограммы. Может оказаться, что для гитары лучше взять компрессию 2:1, а для соло-гитары сместить Ratio до уровня 5:1 или даже выше.
Пробуйте, смотрите, что выходит, причем не только в выделенном фрагменте, но и по сравнению с соседними фрагментами. Если обработали песню целиком, не поленитесь и прослушать ее целиком – иногда где-то в середине или в конце вдруг такое выскочит, какого пу никак нельзя было ожидать.
Кроме чистых компрессоров в списке пресетов есть и комбинированные, например, Compressor/Gate – компрессор с шумоподавлением (см. рис. 3.30, а). Правая часть кривой задает обычный компрессор 4.8: 1, а вот левая обрезает все слабые сигналы. Ворота (gate – ворота по-английски) установлены на уровне – 60 дБ.
Рис. 3.30. Пресеты с шумоподавлением
Показанный справа пресет Soft Noise Gate (мягкое шумоподавление) – уже не является компрессором вообще. Он отрезает еще больше слабых звуков (граница проходит в районе 55 дБ), но кривая усиления сразу же идет круто вверх (тихая музыка в диапазоне от 55 до 36 дБ усиливается довольно значительно), а потом выходит на нулевое усиление. Этот пресет, и правда, работает достаточно мягко. Впрочем, все это вы должны проверить сами н понято, насколько он мягкий, нужна ли вам сейчас такая мягкость и так далее.
Кстати, в SF есть и специальная команда – Effects › Noise Gate, выполняющая те же задачи. Но она попроще, настройки те же, только их меньше, так что специально мы говорить о ней не будем – возьмите и поглядите.
При низком уровне полезного сигнала и высоком уровне шумов придется очень хорошо поработать с порогом, а также со временем атаки и отпускания. Если опустить порог слишком низко, а эти времена оставить длинными, то много шума будет пролезать. Если сделать порог слишком высоким, а времена задать слишком короткие, то будет срезаться музыка.
Однако, как ни мудруй с настройками, при достаточно высоком уровне шипения, поскрипывания, гудения или какого-нибудь посвистывания совсем отделаться от шумов при помощи гейта, возможно, и не удастся.
Конечно, можно на это сказать, что надо правильно ставить микрофон. верно выставлять уровень записи, тогда и не будет никаких проблем с шумами. Но это не всегда от нас зависит. Иной раз и не сами вы эту запись делали, а работать с пей приходится. Или появление шумов неизбежно: скажем, вы сгоняете музыку в компьютер с виниловых пластинок.
Есть целый класс плагинов-шумодавов (денойсеров), устроенных на совершенно иных принципах, например, плагин Noice Reduction той же фирмы Sonic Foundry. Тут вы выделяете на своей фонограмме участок тишины – без музыки, но с шипением-скрипением. Плагин анализирует частотный состав этого шипения-скрипения, а потом вырезает из фонограммы именно те частоты, которые так сильно мешали. Особенно эффективно удаляется низкочастотное гудение.
Правда, и звук не остается таким, каким был: вырезать из живого звука кусок спектра и рассчитывать, что все останется так же круто, как было, не стоит. Но для реставрации плохих записей пользоваться подобными программками все же вполне можно. По принципу меньшего из зол.