Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Ревербератор, эхо, задержка

Простая задержка и эхо

Для имитации эха (одно – или многократного отражения звука) в подменю Effects › Delay/Echo предназначены две команды – Multi-Tap и Simple. Поскольку Simple означает "простая", то в первую очередь посмотрим именно эту команду. На рис. 3.25 вы видите ее диалоговое окно. Тут, и правда, все довольно просто.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Ревербератор, эхо, задержка
Рис. 3.25. Простая задержка и эхо

Движком Delay time (время задержки) задаете, через сколько секунд к основному сигналу будет подмешиваться его ослабленное повторение. То есть звук наш полетел-полетел куда-то в даль светлую, отразился от чего-то большого и твердого и через заданный промежуток времени вернулся. Вышло такое как бы эхо.

Несмотря на схожесть названия с верхним, нижний движок Decay time (время затухания) задает нечто совсем иное – продолжительность действия эффекта. Вот посмотрите, что у меня получилось, когда я обработал задержкой стандартный виндоузовский файл Chimes.wav (рис. 3.26). Вверху показана форма необработанного сигнала, внизу – обработанного. Общая длина повторений – это и есть Decay time (время затухания).

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Ревербератор, эхо, задержка
Рис. 3.26. Задержка/эхо

Точку, в которой появляется первое из повторений, а заодно и расстояние между самими этими повторениями, – все это определяет Delay time (время задержки).

Еще один существенный момент. Рисунок наш отражает такую ситуацию, когда в строке Multiple delays (Feedback) стоит галочка. Это означает, что эхо создается многократное – звук продолжается до тех пор, пока не истечет время затухания: Эй!.. Эй!.. Эй!., эй!..

Если же галочка убрана, отражение звука будет однократным.

На рисунке видно также, что каждое следующее повторение слабее предыдущего. Но вообще соотношение громкостей исходного и задержанного сигналов задается движками выходных уровней: Dry out (выходной уровень сухого сигнала) и Delay out (уровень задержанного).

Когда вы применяете обработку к отдельному звуку или короткому фрагменту, как в моем примере, многократные повторы или высокий уровень обработанного сигнала никак и ничему помешать не могут. Выбор настроек диктуется только художественной задачей, которую вы себе ставите.

Но если вы таким способом обрабатываете целую композицию – песню, сцену из спектакля, – то многократные повторы или даже однократные, но с высоким уровнем выхода очень будут мешать, совершенно смазывая картину, делая звук неразборчивым. Если вам все же требуется именно эхо или сильная задержка (дилэй, как часто говорят), нужно очень основательно поколдовать над затуханием, задержкой и амплитудой, чтобы избежать превращения звука в кашу.

Скажем, уровень обработанного сигнала сделать поменьше (чтобы эффект ощущался, но не мешал), время затухания и задержки тоже не слишком растягивать. Если ваша фонограмма – музыкальная, то частота появления повторов (Delay time) обязательно должна быть увязана с темпом и ритмом вашей композиции.

Можно попытаться даже рассчитать эту частоту, если нам точно известно, каком тем не записана композиция. Надо только учесть, что темп обычно измеряется в ударах в минуту (bpm – beat per minute), а время задержки – в секундах, так что надо принести их к одинаковым единицам измерения. 120 ударов в минуту превращаются в 2 удара в секунду или 1 удар за полсекунды. Вот и задержка должна составлять полсекунды, если мы хотим привязать ее ритм к каждому удару (к каждой четвертушке такта). При музыкальном размере четыре четверти вы вполне можете ритмизовать задержку и по целым нотам, которые в четыре раза длиннее четвертушек (а при размере три четверти – в три раза).

Можно и схитрить: обработать участки сплошного музыкального и прочего текста задержкой без повторов, а на концах повесить длинное эхо. Все можно, если сначала подумать, а потом еще и не полениться. Главное, опять же, не перебарщивать, потому как вылить поверх "ведра ревера" еще и "ведро дилэя" – это самое разлюбезное дело для начинающих.

В списке пресетов вы найдете имитацию эха в американском Гранд-каньоне (Grand Canyon), короткое многократное эхо, характерное для замкнутых помещений (Echo chamber); есть некий вариант псевдостерео (Pseudo-Stereo), для которого требуется выделить только один канал (тогда этот канал будет сдвинут относительно невыделенного на 0.01 секунды).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.