Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Обработка звука. Громкость и панорама.

Верхний переключатель Output channels (выходные каналы), задает, получится ли на выходе монофайл (Mono) или стерео (Stereo).

В первом случае (Mono) в нашем распоряжении будет только левая пара движков. Смешивая для получения монозвука левый и правый каналы, мы сможем задать громкость по каждому из них.

Галочка в строке Convert to specified output channels only убирает и эту пару движков. Каналы смешиваются автоматически – с пятидесятипроцентной громкостью.

Когда же переключатель находится в положении Stereo, то слева мы можем задать состав нового левого канала, а справа – нового правого.

Иногда при смешивании сигналов возникают фазовые искажения. Например, в каком-то месте фонограммы звук гасится из-за того, что исходные сигналы находились в противофазе: один в положительном максимуме (выше оси), другой в отрицательном (ниже оси). Средство для устранения этого дефекта называется Invert left channel mix или Invert right channel mix. Поставьте галочку в одной из этих строк, и сигнал сначала перевернется вверх ногами (там, где кривая шла вверх, она пойдет вниз), а уж потом сложится с другим каналом. Это называется "перевернуть фазу".

В списке Preset вы найдете четыре образца для создания монофайла из стерео (Stereo to Mono) – со стопроцентной громкостью исходных каналов, с пятидесятипроцентной, а также с вычислением разницы между каналами. Вариант с пятидесятипроцентной громкостью является стандартным, дает гарантированно приличный результат.

Еще четыре образца выполняют за нас обратную задачу – делают из одной дорожки – две, из монофайла – стереофайл (Mono to Stereo). Делается копия со стопроцентной и с пятидесятипроцентной громкостью, с переворотом фазы (это называется псевдостерео – Pseudo-stereo).

Но больше всего пресетов заготовлено для преобразования стереофайла в стереофайл же (Stereo to Stereo). Казалось бы, зачем? Стоит посмотреть названия пресетов, и мы это поймем. Например, пресет Swap Channel (поменять каналы) просто меняет местами правый и левый каналы.

Четыре пресета под общим названием Pan center размещают звук в центре, собирая его из левого, правого канала или из обоих.

Пресет Vocal Cut (remove center material) вырезает из панорамы середину, где обычно размещается голос. Отсюда и название: Vocal Cut – вырезание вокала. Как известно, многие начинающие просто мечтают о том, чтобы вырезать из знаменитой песенки вокал и спеть самому (самой). Если вы именно об этом и грезили в своих юношеских (девических) снах, то этот пресет для вас.

Принцип простой: один канал вычитается из другого, в результате то, что стояло в центре – то есть было одинаково в обоих каналах, – пропадает.

Но должен все же немного охладить ваш девичий (или юношеский) пыл: весь вокал не убирается практически никогда – остаются боковые призвуки (реверберация), а кроме того, вместе с вокалом пропадает еще кое-что существенное. Ведь в центре панорамы, как мы с вами знаем, ставят не только голос, но также бан и барабасы… то есть бас и барабаны, – без которых музыка звучит несколько странно. Если не сказать сильнее.

Чтобы оставить эти барабасы на месте, надо бы скомбинировать эту операцию, скажем, с фильтром, чтобы при вычитании учитывались только определенные частоты.

Те, кого этот вопрос живо интересует, могут поискать на компакт-дисках с музыкальным софтом программки вроде MTU Vogone Vocal Elimination Workstation, YoGen Vocal Remover, AnalogX Vocal Remover или DeFX. Может быть, с их помощью вы сможете добиться лучших результатов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.