Динамическая обработка уровня
В программах обработки звука очень важным моментом является динамическое изменение уровня, при котором разные части фонограммы получают разное усиление в зависимости от их собственной громкости. Например, немного придавив самые громкие места фонограммы, а остальные оставив без изменения и все это чуть-чуть усилив, мы добьемся большей плотности звука. Эта операция уплотнения, сжатия диапазона громкостей (динамического диапазона, как принято говорить) называется компрессированием, а выполняющий ее плагин – компрессором.
Если же мы поступим иначе: придавим слабые сигналы, не трогая сильных, то получим обработку, именуемую экспандером.
Когда громкость слабых сигналов (обычно это всяческие шумы и шипение) не просто понижается, а опускается до нуля, получается у нас шумовой фильтр (Noise Gate) или просто гейт, как часто говорят.
Еще один вариант динамической обработки – ограничитель уровня (Limiter). Им приходится пользоваться, готовя фонограмму, например, для трансляции по радио или для записи на CD. Весь сигнал – любой его самый узкий пик – должен быть тише некоторого предельного (порогового) уровня. Чтобы этого добиться, надо все сигналы, выходящие за предельный уровень, понизить, скажем, до – 2 дБ. Или до – 0.2 дБ.
Из всех вариантов динамической обработки уровня чаще всего приходится пользоваться, безусловно, компрессором. Сегодня не компрессируют, ну, разве что, классическую музыку, все остальное – обязательно. Если звук не компрессированный, то слушателю надо сидеть в тишине, закрыв окна и двери, иначе любой посторонний шум в помещении заглушит тихие места фонограммы. То же произойдет и при передаче фонограммы по радио в диапазонах коротких, средних или длинных волн: эфирные помехи совершенно забьют тихие места. Я уж молчу о возможности слушать музыку в автомобиле…
На самом деле, динамические обработки всех описанных типов может выполнить одна и та же команда – Graphic (графический компрессор) из подменю Effects › Dynamics или ее более сложная разновидность – команда Multi-Band (многополосный компрессор). Начнем с графического.
Графический компрессор
На рисунке 3.29 показано диалоговое окно графического компрессора. График в центре показывает зависимость уровня на выходе (вертикальная ось, OUT) от уровня на входе (горизонтальная ось, IN). Когда линия идет строго под 45°, усиления или ослабления сигнала нет – что на выходе, то и па входе. Если же линия заваливается вниз, как в правой части нашего рисунка, то большим уровням сигналов на входе соответствуют меньшие уровни на выходе, то есть происходит ослабление сигнала.
Рис. 3.29. Графический компрессор
Посмотрите, например, на самую правую точку горизонтальной оси, где уровень входного сигнала предельно высокий (0 дБ). На вертикальной оси нашего рисунка ей соответствует точка в районе – 10 дБ, то есть сигнал на выходе станет заметно (раза в три) тише.
Движок Threshold (порог срабатывания) управляет местоположением точки излома – сдвигает ее вправо или влево по линии. Все, что левее порога, остается без изменения, все, что правее – ослабляется.
Движок Ratio задает угол наклона линии после излома, то есть на самом деле – величину усиления или ослабление сигнала. В качестве единицы измерения предлагается пользоваться дробью "вход: выход" (см. надпись правее этого движка). В крайнем левом положении движка там будет написано 1.0:1 (что на входе, то и на выходе, нет ни усиления, ни ослабления). В середине шкалы тут значится 10.0:1 (десять на входе, один на выходе – десятикратное ослабление), а в правом положении: inf.:1 (то есть бесконечность на входе, единица на выходе).
А вот что это значит на практике. При усилении 1:1 линия идет строго под 45°, усиления нет. Когда же мы увеличиваем Ratio, линия опускается, а ослабление растет. В самом правом положении движка (inf.:1) компрессор превращается в ограничитель (лимитер): сколько ни увеличивай сигнал на входе, уровень на выходе не меняется.
Параметры Threshold и Ratio – самые важные при управлении компрессором, от их выбора сильнее всего зависит результат. Чем более рыхлый исходный звук, чем больше в нем разница между самыми громкими и самыми тихими фрагментами, тем ниже приходится опускать порог и тем выше выбирать Ratio.