Динамическая обработка уровня
Многополосный компрессор
Команда Effects › Dynamics › Multi-Band запускает многополосный компрессор (см. рис. 3.31). Тут у нас фактически четыре обычных компрессора, каждый из которых работает в своем собственном частотном диапазоне. Благодаря этой хитрости можно, к примеру, скомпрессировать одни только басы, не трогая остальной части спектра.
Соответственно, и настройки каждой из секций, кроме известных нам параметров – порога (Threshold), усиления (здесь это называется Amount), времени атаки и отпускания, включают также параметры, задающие тип диапазона и частоту.
Типов три, и все они знакомы нам по параграфическому эквалайзеру: выступ в полосе нижних частот – Low-shelf, выступ в полосе высоких частот – Highshelf, а также обычный диапазон в средней части спектра – Band-notch. Для выступов задается только граничная частота, для обычного диапазона – частота средней точки и ширина в октавах (добротность).
Рис. 3.31. Многополосный компрессор
Чтобы подключить диапазон, достаточно убрать галочку в квадратике Band 1 bypass (диапазон 1 отключить),… Band 4 bypass.
Кроме того, предусмотрена возможность послушать, как работает каждый из компрессоров по отдельности. Для этого достаточно пометить квадратик Solo в соответствующем диапазоне. Все остальные компрессоры временно отключаются – настраивайте!
Индикаторы уровня можно переключить с показа входных уровнен (кнопка Input) на показ выходных (на кнопке появляется надпись Output).
Рядом есть еще один индикатор, третий по счету, который показывает разницу между уровнями на входе и на выходе. Хоть какие-то показания на этом индикаторе появляются, только когда включается компрессор (входной уровень оказался выше порога срабатывания компрессора).
Чем выше красный столбик этого индикатора, тем сильнее придавливается звук. А чтобы мы помнили, что речь идет не об усилении, а об ослаблении, столбик направлен вниз.
Одно из интересных применений многополосного компрессора – устранение из вокальных партий взрывного звука "п" и стреляющего звука "с", которые могут возникать при записи в микрофон без ветрозащиты и вследствие всяких других ошибок. В списке пресетов есть три строки на эту как раз тему. Reduce loud plosives борется с взрывным "п", Reduce loud sibilants (de-esser) – со стреляющим "с", а Reduce plosives and sibilants – и с тем и с другим одновременно.
Ветрозащита – это либо наконечник из специального поролона, который надевается на микрофон, либо рамочка с сеткой, которая ставится перед микрофоном. И то и другое предназначено для устранения воздействия ветра (если вы репортер и пишете звук в полевых условиях) или же дыхания исполнителя.
Есть, кстати, целый класс плагинов – диэссеров, – которые предназначены для устранения этого нехорошего "с" и других подобных помех.