Хорус, флэнджер и прочие звуковые эффекты
Движок Feedback (обратная связь) подмешивает в сигнал повторные отражения, что также усиливает эффект.
Настройки Invert the chorus phase и Invert the feedback phase инвертируют (переворачивают относительно горизонтальной оси) сигнал хоруса или обратной связи. Иногда приходится помечать эти строки, чтобы избежать фазовых искажений, при которых два одинаковых сигнала в противофазе гасят друг друга. А иногда, наоборот, используют фазовые искажения как спецэффект.
Самая нижняя настройка в этом диалоговом окне – квадратик Attenuate high frequencies above и движок рядом с ним. Это фильтр, позволяющий исключить из обработки звуки, частота которых выше заданной.
Параметров в хорусе много, понять и запомнить все это непросто. Я бы советовал начинающим, как всегда, обратиться за помощью к пресетам. Послушайте, как они работают, посмотрите, какие значения параметров приводят к тем или иным результатам, это поможет вам во многом разобраться. При этом помните, что очень многое зависит не от эффекта и параметров, а от тембра обрабатываемого инструмента и от темпа, в котором он играет.
В списке пресетов пять видов чистого хоруса, два вида быстрого флэиджера (Fast flange), четыре – медленного (Slow flange) и один – тяжелого (Hard flange), есть разные варианты вибрато и даже забавный пресет Cheap TV, имитирующий звучание дешевого телевизора или радиоприемника.
Флэнджер, фэйзер, квакушка
Как вы поняли из предыдущей главы, хорус – не единственный эффект, который достигается сочетанием задержки с модуляцией. Еще три родственных эффекта вы найдете в диалоговом окне Flange/Wah-wah (меню Effects).
Рис. 3.37. Флэнджер, фэйзер, квакушка
Вверху этого окна (см. рис. 3.37) расположен переключатель Effect с тремя положениями, как раз и позволяющий выбрать один из этих эффектов.
Флэнджер дает легко узнаваемый "летающий" звук. В детстве, когда у меня не было компьютера, но было два катушечных магнитофона и микшер для перезаписи, я обнаружил этот эффект, только не знал, как он называется. Когда перепишешь звук с одного магнитофона на другой, а потом запускаешь на воспроизведение одновременно, сначала они идут вровень, а потом один неизбежно отстает, а другой, соответственно, обгоняет. Звук при этом летит из одного уха в другое, происходит некоторый частотный сдвиг, ну и прочая красота – это и есть флэнджер. Именно так и был открыт этот эффект лет 50 назад. (Это не я его открыл!)
Фэйзер – нечто весьма похожее, по не летающее, а скорее вибрирующее – точнее описать не берусь. Ну, а "квакер" Wah-wah ("вау-вау", а не восточное "вах-вах!") все знают – это когда гитарист качает ногой педаль своей "примочки", а гитара его, вот именно, слегка квакает. Впрочем, не противно так квакает, а, наоборот, очень классно, но немножко в стиле ретро.