Аналоговый синтезатор DreamStation DXi2
Генераторы ADSR
Сигнал, полученный с генераторов, даже в самом сложном их сочетании, имел бы неестественно резкое начало (передний фронт) и также резко бы обрывался, кабы не замечательная возможность формировать его форму с помощью так называемого генератора ADSR-огибающей. Такой генератор придает сигналу более сложную форму, близкую к той, которую звуки имеют в природе (см. рис. 4.99).
Рис. 4.99. Форма сигнала под воздействием ADSR-генератора
Буквой A (attack) обозначается передний фронт сигнала, D (decay) – первое затухание, S (sustain) – ровная часть, R – задний фронт (release – отпускание).
У нас будет даже не один такой генератор, а целых три – в секциях Amplifier, Filter и User Envelope. По ходу дела мы посмотрим, как они там работают и какими вопросами ведают.
Усилитель-формирователь
Секция Amplifier – это усилитель сигналов, поступающих с генераторов (см. рис. 4.100)
Рукоятка Gain задает общее усиление. Надо учитывать, что усиление добавляется к громкости MIDI-нот, так что при Gain = 0 ноты звучат со своей исходной громкостью, а при 100% – с удвоенной. Конечно, по MIDI-каналу перегрузок не бывает, так что бояться тут нечего. Просто при высоком уровне усиления может потеряться различие между самыми громкими нотами и более тихими – все будут звучать с громкостью 127.
Рис. 4.100. Усилитель-формирователь
Рукоятки A, D, S и R позволят сформировать форму сигнала, задав по отдельности размер каждой из частей огибающей. Вот вам первый ADSR-генератор. Для большинства простых эффектов его одного вполне достаточно.
Фильтры
В секции Filter находится частотный фильтр, воздействующий раздельно на каждую из частей огибающей (см. рис. 4.101). Регуляторы называются так же – А, О, S и R. Вот вам второй генератор огибающей.
На самом деле, частотных фильтров у нас два. Первый – это обычный фильтр, срезающий или усиливающий частоты, выше или ниже заданного нами порога – мы о таких в этой книге говорили.
Рис. 4.101. фильтр
Другой фильтр – резонансный, который вместо самой заданной частоты, выделяет ее гармоники. Если кто забыл уроки физики, напомню: у всякого; звука, кроме основного тона, есть еще и слабые призвуки удвоенной частоты (вторая гармоника), утроенной (третья) и так далее. Возникают призвуки из-за того, что струна (и вообще любой источник звуковых волн) никогда не колеблется только со своей основной частотой. Всегда по ней бегают более мелкие и более короткие волны из-за того, что каждая половина струны начинает колебаться отдельно от целого, каждая четверть, каждая восьмая часть и прочие, более мелкие, – тоже начинают вести самостоятельную жизнь. Правда, амплитуда (громкость) этих звуков всегда намного ниже, чем у основного тона, и тем не менее только все вместе они придают звуку неповторимый тембр.
Вот эти слабые гармоники и поднимает резонансный фильтр. Частота задается регулятором с грузинским именем Reso. В работе этого фильтра есть ряд тонкостей, о которых я не буду здесь говорить, почитайте справку, благо теперь вы теперь знаете, где разработчики ее спрятали.
Остальные кнопки в этой секции управляют обычными частотными фильтрами. Кнопки LP1 и LP2 (lowpass) переводят фильтры в режим пропуска нижних частот: срезается все, что выше граничной частоты.
Сама граничная частота задается регулятором Cutoff. Правда, двигая регулятор, во всплывающей подсказке вы будете видеть вместо частоты какие-то непонятные проценты. Надо просто знать, что ручка Cutoff меняет частоту в пределах от 20 Гц до 19 кГц.
- Кнопка HP (highpass) переводит фильтр в режим пропуска верхних частот. Все, что ниже граничной частоты, будет срезано.
- Кнопка ВР (bandpass) переводит устройство в режим полосового фильтра: пропускается только некоторая полоса вокруг частоты, заданной ручкой Cutoff, все, что вне этого диапазона, срезается.
- Кнопка FMT (formant) переводит фильтр в особый режим имитации голоса. На голос, конечно, совершенно не похоже, но эффект интересный.
- Кнопка Kbd к числу режимов фильтра вроде бы не относится, но тем не менее оказывает заметное влияние на их работу. Когда она нажата, граничная частота фильтра напрямую зависит от высоты MIDI-ноты, которая сейчас играется.