Сведение и мастеринг в Nuendo
Модуль NuendoDither
В цифровом звуке между тихими и громкими сигналами существует неравноправие. Тихие сигналы недополучают нужное количество разрядов или кодируются с худшим разрешением, чем громкие. В результате сигналы с низким уровнем громкости подвергаются специфическим цифровым искажениям квантования. Борьба с этими искажениями ведется с помощью алгоритмов дизеринга и нойс-шейпинга.
Примечание
Подробные сведения по этой проблеме можно найти в специальной литературе или в нашей книге "'Живая музыка на PC".
В комплект Nuendo входит два дизеринг-процессора plug-ins NuendoDither и UV22. Модуль UV22 выполняет специализированный алгоритм, предназначенный только для мастеринга AUDIO CD. В этом разделе мы остановимся на восьмиканальном модуле NuendoDither (рис. 2.182).
Рис. 2.182. Модуль NuendoDither
Модуль NuendoDither подключается всегда в седьмой или восьмой слот панели VST Master Effects, т. к. уровень громкости после этого алгоритма изменяться не должен. Интерфейс модуля традиционно для фирмы Steinberg лаконичен. Слайдер Dithering имеет три положения: Off, Type 1 и Type 2. В положении Off низкоуровневый шум не добавляется. Шум в позиции слайдера Type 2 лучше подчеркивает высокочастотные составляющие сигнала. Слайдер Noise-Shaping имеет четыре позиции от Off до Type 3. Позиция Type 3 соответствует самому "агрессивному" алгоритму нойс-шейпинга, когда спектр низкоуровневого шума максимально смещен в высокочастотную область.
Совет
Работу модуля в разных режимах можно оценить на слух, если установить переключатели Ditherbits в положение 8 (8 разрядов).
Секция Ditherbits содержит восемь переключателей, по одному на канал, для максимального числа каналов Surround-формата. Переключатели имеют значения 8, 16, 20 и 24. Установленное значение должно соответствовать разрядности экспортируемого звукового файла. Модуль NuendoDither должен использоваться при экспорте в файл более низкой разрядности, например, 32 Bit Float в 16 бит, а также в случае обработки эффектами панели VST Master Effects, особенно для Surround-проектов.
Временное промежуточное сведение
В мультирековых программах предыдущего поколения компьютерные музыканты были вынуждены создавать проекты-клоны для промежуточного сведения частей сложного проекта.
Возможности Nuendo позволяют обойтись без проектов-клонов. Функция Disable Track, описанная в разд. "Контекстное меню треков", отключает чтение данных с жесткого диска для данного трека, снижая тем самым лишнюю нагрузку на диск. Имея сложный проект с большим количеством треков достаточно лишь отключить резервные треки, не удаляя их содержимое.
В главе 1, в разд. "Временное промежуточное сведение" уделили достаточное внимание проблеме деградации цифрового сигнала после каждого этапа обработки. Практический вывод достаточно прост – нужно стремиться сводить проект в файл за один проход. Или, в идеале, в окончательном варианте проекта не должно быть файлов промежуточного сведения. В Nuendo эта задача решается с помощью функции Disable Track.
Группа треков сводится в файл (Submix). Submix-трек назначается непосредственно на мастер-шину. Все треки группы отключаются с помощью функции Disable Track. Все Insert-эффекты этих треков обходятся кнопкой Bypass. После этих манипуляций освобождаются ресурсы CPU и дисковой подсистемы. После микширования остальных треков проекта вместе с Submix-треком (или Submix-треками) нужно отключить Submix-треки с помощью функции Disable Track, а ранее отключенные дорожки включить (функция Enable Track) и снять режим Bypass. Процесс заканчивается финальным сведением в файл.
Конечно, метод временного промежуточного сведения способен одновременно обеспечивать комфортную работу и максимальное качество. Но его возможности также ограничены производительностью компьютера. Ведь на практике окончательное сведение в файл будет производиться с полной загрузкой CPU.
Примечание
Проект должен сводиться в файл без перегрузки CPU. Nuendo позволяет делать сведение в файл и при перегрузке процессора, но при этом могут возникнуть сбои.
Поэтому самыми эффективными средствами остаются деструктивное редактирование и upgrade на более производительное "железо".