Сведение и мастеринг в Nuendo
Рис. 2.185. Окно модуля Multiband Dynamics
Верхняя часть окна является общей для всех многополосных модулей. Границы частотных полос можно изменять. Кнопка М приглушает частотную полосу, а кнопка В включает режим обхода частотной полосы для всех multiband-модулей.
Элементы управления динамического процессора каждой частотной полосы одинаковы. Выделение частотной полосы в верхней части окна автоматически открывает доступ к соответствующим элементам управления. На рис. 2.185 наглядно отображено, какая часть амплитудной характеристики процессора относится к лимитеру, компрессору и экспандеру. Кнопка Show обеспечивает доступ к настройкам времени срабатывания и восстановления лимитера, компрессора и экспандера отдельно в каждой частотной полосе.
Модуль Multiband Harmonic Exciter используется для спектрального обогащения сигнала. Проблема "засушенного" цифрового звука преодолевается добавлением гармоник в полосе Band 2. Регулирование в полосе Band 4 может существенно добавить яркости на высоких частотах.
Модуль Multiband Stereo Imaging осуществляет многополосную коррекцию стереоимиджа. Модуль имеет также дополнительную функцию многополосной задержки (Multiband Delay) левого или правого канала. С помощью независимого регулирования времени задержки в каждой частотной полосе (при снятом флажке Group all band delays) можно исправить стереоимидж совершенно на первый взгляд безнадежного микса.
Модуль Loudness Maximizer традиционно обеспечивает финальную обработку, делая микс громче за счет алгоритма пикового лимитирования. Модуль работает в двух режимах: Brickwall и Soft Limiting. В режиме Brickwall ограничение пиков начинается с уровня, заданного регулятором Threshold, при этом ни одна выборка не может превысить уровень, заданный регулятором Margin. В режиме Soft Limiting уровень, заданный регулятором Margin, не является абсолютным пределом. Это обеспечивает режим естественного "мягкого" ограничения (клиппирования). Степень клиппирования контролируется по индикатору выходного уровня. Нужно отметить, что оба алгоритма модуля Loudness Maximizer обеспечивают чистое и прозрачное звучание.
Выбор одного их них определяется стилем музыкального произведения и вкусом пользователя.
Индикатор выходного уровня работает в двух режимах: пиковом РРМ и среднеквадратичном RMS. Для переключения режимов нужно зайти в секцию Level Meters окна Options.
Экспорт файла-мастера должен происходить с параметрами 16 бит и 44 кГц, установленными в окне Export Audio Mixdown in.
Деструктивная обработка объектов с plug-in iZotope Ozone
Мы уже отмечали выше, что деструктивное редактирование обеспечивает теоретически неограниченное качество обработки звука на компьютере. Действительно, в этом случае производительность уже не играет столь большой роли. Определяющим становится качество алгоритма. Оптимизированные 64-битные алгоритмы модуля iZotope Ozone как раз и разработаны с целью достижения максимального качества, а не комфортной работы на медленных машинах. Поэтому имеет смысл побороться за качество не только на этапе мастеринга, но и на уровне обработки объектов во время сведения.
Внутренние модули iZotope Ozone можно использовать по отдельности и совместно в разных сочетаниях. Например, модуль Multiband Harmonic Exciter вдохнет настоящую жизнь в тускло звучащие треки с записью акустических инструментов. Также можно поэкспериментировать с обработкой эксайтером файлов-импульсов для процесса Acoustic Stamp.
Сочетание Mastering Reverb + Multiband Dynamics + Multiband Harmonic Exciter произведет чудеса при обработке вокального трека. "Теплый", "ламповый" эквалайзер Paragraphic Equalizer, совмещенный с анализатором спектра, обеспечит точную и качественную эквализацию объектов.
Микс, сделанный в Nuendo по такой технологии, меньше всего напоминает о "цифре", тем более о плоском компьютерном звучании.
При Loop-конструировании иногда используется предварительная обработка сэмплов в программе T-RackS 24. Это делается для того, чтобы добиться яркого, сочного, "лампового" звучания итогового микса. Nuendo в сочетании с модулем iZotope Ozone избавляет от необходимости вообще использовать T-RackS 24, т. к. по нашему мнению возможности и качество алгоритмов iZotope Ozone значительно выше, и вся обработка ведется в одной мультитрековой программе. А это немаловажный фактор, потому что предварительная обработка сэмплов не должна вестись вслепую, нужно проверять их взаимную сочетаемость.