Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5

Продолжаем работать с проектом

Покажем на примере еще одно чрезвычайно распространенное применение частотной фильтрации – подавление фона переменного тока промышленной сети. Загрузите файл EX06_02.WAV, в котором сохранен один из неудачных дублей. При его записи мы специально расположили предварительный усилитель микрофона и большую часть длинного микрофонного кабеля вблизи трансформатора мощного источника питания некого прибора. Это заметно сказалось на качестве фонограммы: в ней присутствует сильное низкочастотное гудение. Так проявляет себя фон частоты 50 Гц. Спектральный анализ (рис. 6.11, а) подтверждает нашу догадку и позволяет сделать уточнение: кроме нежелательного колебания с частотой 50 Гц в спектре присутствуют, по крайней мере, две его нечетные гармоники с частотами 150 Гц и 250 Гц. Гармоники возникли либо из-за перегрузочных явлений в самой промышленной сети, либо из-за нелинейности характеристик тех элементов аудиотракта, на которые воздействует фон. Соответствующие пики хорошо видны на спектрограмме.

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Корректируем спектр и преобразуем стереополе › Продолжаем работать с проектом
Рис. 6.11, а) Спектр сигнала, содержащего фон переменного ока

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Корректируем спектр и преобразуем стереополе › Продолжаем работать с проектом
Рис. 6.11, б) Спектр обработанного сигнала

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Корректируем спектр и преобразуем стереополе › Продолжаем работать с проектом
Рис. 6.11, в) Настройки фильтра

В качестве средства борьбы с фоном остановимся на Notch Filter. Для ускорения работы выберем пресет 50 Hz + Harmonics Removal и скорректируем настройки: отключим подавление всех высших гармоник, кроме первых трех, и изменим уровни подавления первых трех гармоник (рис. 6.11, б). При этом учтем, что пики, соответствующие гармоникам фона, на спектрограмме видны не полностью. Их основания замаскированы соседними составляющими полезного сигнала и низкочастотного шума. Поэтому уровни подавления первых трех гармоник фильтром установим с запасом. Например, уровень подавления на частоте 50 Гц выберем не 18 дБ (именно такова величина пика на спектральной диаграмме рис. 6.11, а), а 30 дБ (см. 6.11, б). Применим Notch Filter, нажав ОК. После этого вновь проведем спектральный анализ. Спектральные составляющие, обусловленные фоном переменного тока, исчезли (рис. 6.11, в). Прослушайте файл EX06_03.WAV. Никаких следов фона!

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.