Stereo Field Rotate
Stereo Field Rotate – создание эффекта вращения стереополя.
Командой Effects › Amplitude › Stereo Field Rotate открывается окно Stereo Field Rotate (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Диалоговое окно Stereo Field Rotate
С помощью опций окна Stereo Field Rotate можно не только создать эффект одновременного перемещения всех источников звука по стереопанораме вправо-влево, но и действительно, заставить вращаться стереополе вокруг головы слушателя Если прослушивать обработанную таким эффектом композицию с помощью высококачественных наушников и при этом еще закрыть глаза, то вы непременно поймаете себя на том, что подсознательно будете напрягать глазные мышцы, пытаясь "отследить" перемещение того источника звука, на котором сконцентрируете свое внимание Столь силен эффект Но и это еще не все.
Задав траекторию движения стереополя, охватывающую все 360° (рис. 6.14), вы получите действительно звук, вращающийся вокруг вашей головы. Конечно, это не настоящий surround-sound, требующий не менее 6 каналов воспроизведения. Это его имитация, основанная на внесении небольших относительных задержек (фактически фазовых сдвигов) в компоненты сигналов, поступающие в правый и левый стереоканалы. Но все равно результат впечатляет, хотя в моменты, когда средний канал оказывается в тылу, ощущение бывает не из приятных. Кажется, будто граница всего звукового мира совпадает с затылочной частью головы, барабанщик отбивает ритм буквально "по мозгам" и даже приятный женский вокал вполне может "проесть плешь", если надолго зафиксируется в задней акустической полусфере.
Итак, рассмотрим окно Stereo Field Rotate. По традиции, сложившейся в Adobe Audition, основную работу по преобразованию аудиофайла выполняют в координатном поле с помощью интерактивного графика. Изменение формы графика производится известным вам способом: щелчком на линии создается узел, который затем буксируется мышью в точку с необходимыми координатами. Чем больше узлов, тем более сложный закон перемещения стереополя вы можете задать. При установленном флажке Spline Curves график аппроксимируется гладкими кривыми.
По горизонтальной оси координат отложено время. Если флажок Loop Graph сброшен, то пределы изменения времени совпадают с протяженностью выделенного участка волновой формы. По вертикальной оси в градусах отложены значения угла поворота стереополя. Средина вертикальной оси помечена нулем. Верхняя половина оси соответствует движению стереополя влево, нижняя – вправо. Пределы изменения максимального углового перемещения стереополя задаются в раскрывающемся списке Range. Возможные значения – 45°, 90°, 180° и 360°. Результат применения данного эффекта отчасти зависит от стереофонических свойств исходной фонограммы. Большинство композиций, созданных непрофессионалами, не отличается широкой стереобазой. Перемещение поля в пределах первых двух значений углов для таких фонограмм означает "качание" стереообраза в границах традиционной стереопанорамы. Предел 180°, вероятнее всего, будет соответствовать кажущемуся расширению стереобазы. И лишь изменение графика в пределах от 0° до 360° или от 0° до -360° действительно приведет к вращению стереополя.
Если на уровне нулевой отметки нарисовать горизонтальную линию, то такой график будет соответствовать отсутствию вращения стереополя.
Не поймите, что при этом сигнал станет монофоническим. Если вы прослушаете композицию, обработанную эффектом, то убедитесь, что в нее просто не внесено никаких изменений. Музыкальные инструменты, располагавшиеся в левой части панорамы, остались слева, в правой – справа, а центр как был, так и остался "прямо по курсу".
Заставить всю звуковую картину, все стереополе сдвинуться с места можно, отклонив весь график или хотя бы отдельные его точки от горизонтальной линии нулевого уровня. Например, график, представленный на рис. 6.15, соответствует ситуации, когда стереообраз смещен влево на угол 20° и статичен во времени.