Средства массовой информации в Интернете
Интернет-проекты, которые могут быть использованы компаниями в целях PR, можно условно разделить на следующие категории:
- СМИ общего назначения. К этой категории относятся интернет-газеты и журналы, публикующие новости и статьи о политической, экономической и общественной жизни. Они собирают и публикуют информацию обо всем интересном и неординарном, что происходит в мире;
- тематические СМИ. Эти средства массовой информации публикуют материалы, имеющие отношение к определенной отрасли бизнеса, конкретной сфере интересов читателей и т. п. К этой категории относятся и информационно-аналитические сайты, публикующие материалы, подготовленные сторонними авторами;
- специализированные контент-проекты. Это сайты, посвященные узким темам, посещаемые пользователями, имеющими соответствующие интересы. Такие сайты могут не содержать новостных лент, и вообще не быть по своей сути газетами или журналами. Тем не менее, информационная поддержка этих контент-проектов может оказаться полезной для компании с точки зрения PR.
Специализированные контент-проекты чрезвычайно многочисленны. Поэтому в данном разделе они не рассматриваются. Как правило, специалисты Интернет-компаний сами прекрасно знают наиболее популярные сайты, работающие в смежных с ними областях.
Ниже рассмотрены некоторые наиболее полезные с точки зрения PR общие и тематические Интернет-издания:
- СМИ.ru (www.smi.ru). Ежедневное сетевое издание, выходит с 1 октября 1999 года. Анализирует, систематизирует и комментирует публикации интернет-СМИ (как сетевых изданий, так и Интернет-версий традиционных СМИ) общественно-политической направленности;
- Страна.ru (www.strana.ru). "Национальная информационная служба "Страна.Ки" – информационная система, включающая в себя центральный сервер, а также семь региональных сайтов по числу федеральных округов. Это СМИ совмещает функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства с отделениями во всех регионах страны. Проект опирается на информационную поддержку государственных СМИ;
- Газета.ru (www.gazeta.ru). Интернет-газета, публикующая новости и обзоры политических, экономических и спортивных событий;
- Вести.ru (www.vesti.ru). Ежедневная интернет-газета, посвященная политике, культуре, искусству, общественной жизни в России и за рубежом. Помимо собственных новостей содержит анонсы наиболее значимых новостей, опубликованных другими интернет-СМИ;
- Утро.ru (www.utro.ru). "Утренняя газета". Учредитель – ООО "Маркетинг в Интернете". Публикует экономические и общественно-политические материалы, новости. Редакция газеты начала работу 17 августа 1999 года;
- Lenta.ru (www.lenta.ru). Круглосуточная служба новостей. Оперативно публикует информацию обо всех важных событиях в России и за рубежом;
- C-News (www.cnews.ru). Новостной сайт компании РЕК. Содержит информацию о политике, бизнесе и по другим темам;
- Дни.ру (www.dni.ru). Ежедневное информационное издание, публикующее информацию на темы: общество и культура, Интернет и технологии, спорт и здоровье;
- Internet.ru (www.internet.ru). Ежедневный электронный журнал об Интернете. Освещает историю Интернет-компаний, публикует интервью с их создателями и со знаменитостями российского Интернета, прогнозы, анонсы, аналитику и ленту новостей, отражающую наиболее важные события как российского, так и зарубежного Интернета. Дата первого выпуска: 17 ноября 1999 года;
- HTB.ru (www.ntvru.com). Новости России и мира с фотографиями и видеосюжетами. Оперативные эксклюзивные материалы. Информация по экономике, религии, обществу, кино, спорту, бизнесу, политике, культуре и другим темам;
- Grani.ru (www.grani.ru). Ежедневная интернет-газета. Выходит с 14 декабря 2000 года. Учредитель – ООО "Голдвин". Проводит детальный анализ трех важнейших тем дня со всех возможных точек зрения;
- Webrating (webrating.ru). Проект Promo.ru. Создан для поддержки рекламодателей и Web-издателей. Публикует важнейшие новости российского и зарубежного Интернета, касающиеся, в основном, Интернет-рекламы и маркетинга;
- Русский Журнал (www.russ.ru). Ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе. Выходит в Интернете с 14 июля 1997 года;
- KLICKZ.ru (clickz.ru). Ежедневный журнал о рекламе в сети. Публикует новости и аналитические материалы;
- Web Планета (www.webplanet.ru). Проект начал свою работу 4 декабря 2001 года. Публикует информацию и новости об Интернете и компьютерах;
- e-commerce.ru (www.e-commerce.ru). Информационно-консалтинговый центр по электронному бизнесу. Публикует аналитические материалы и новости на тему электронной коммерции. Один из самых авторитетных ресурсов этого направления;
- Библиотека i2r.ru (www.i2r.ru). Публикует статьи и аналитическую информацию по темам, связанным с электронной коммерцией, Интернет-бизнесом, компьютерами, программным обеспечением и т. п.;
- Runet.ru (www.runet.ru). Новости, аналитика, обзоры жизни российского сегмента Интернета. Учредитель – Content Investments Ltd;
- RICN (www.ricn.ru). Новости российского интернет-контента. Достаточно скандальный сайт, пользующийся, однако, популярностью. Публикует пресс-релизы Интернет-проектов, комментарии к действиям известных персоналий интернет-рынка и т. п.;
- Реклама в России (www.rwr.ru). Сетевое информационное издание. Публикует новости и аналитические материалы, касающиеся рекламы в Интернете и обычной рекламы;
- SOSTAV.ru (www.sostav.ru). Информационно-аналитический сайт о рекламе, маркетинге и PR;
- Компьюлента (www.compulenta.ru). Информационный сайт, публикующий новости о компьютерах и программном обеспечении;
- Oborot.ru (www.oborot.ru). Информационно-аналитический сайт об Интернет-бизнесе;
- Sovetnic.ru (www.sovetnik.ru). Сетевой журнал о PR. Публикует новости и аналитические материалы;
- PRonline.ru (www.pronline.ru). Информационно-аналитический сайт о PR. Публикует новости (не только PR) и аналитические материалы.
Мониторинг СМИ
Одной из важнейших задач службы PR является мониторинг СМИ – отслеживание публикуемых в средствах массовой информации новостей, статей и аналитических материалов, затрагивающих интересы компании. К таким публикациям относятся:
- статьи и новости, в которых непосредственно упоминается компания. Если такие публикации не были инициированы " действиями самой компании (рассылкой пресс-релизов, проведением презентаций или пресс-конференций), следует тщательно ознакомиться с ними на предмет их влияния на репутацию компании. Если служба PR сделает вывод о том, что какая-либо публикация наносит вред имиджу компании, необходимо потребовать от средства массовой информации опровержения опубликованной им недостоверной информации (если она действительно не соответствует реальному положению дел). Если опровержение будет опубликовано, сама! его публикация станет хорошей новостью, которую с удовольствием опубликуют другие СМИ. Если средство массовой информации откажется от публикации опровержения, компания может принудить его к этому через суд;
- публикации, инициированные самой компанией. О них подробно сказано выше;
- публикации о конкурентах. Появление в средствах массовой информации публикаций о конкурентах компании говорит о возможном проведении ими PR-акций. Знакомство с такими материалами позволяет компании сделать выводы об основных направлениях позиционирования конкурентами своих товаров и услуг и о применяемых ими средствах PR. Подобные действия конкурентов по возможности не должны оставаться без ответа со стороны компании.