Иллюстрированный самоучитель по практике программирования

Проектирование интерфейсов

И до того, как буду строить стену, я должен знать,
Что огораживаю я: внутри или снаружи, –
И что не нарушаю чьих-то прав.
Есть нечто, что не терпит ограждений,
Ломая их.

Роберт Фрост
Починка стены
(Перевод В. Кириллова)

Суть проектирования – сбалансировать конфликтующие цели и ограничения. Когда вы пишете небольшую программу для собственного пользования, вы, конечна, можете сами выбирать конкретные решения, этот выбор не затронет ничего и никого, кроме вас. Но если ваш код будет использоваться кем-то еще, каждое решение имеет более широкие последствия.

Среди проблем, которые надо решить при проектировании, стоит выделить следующие.

  • Интерфейсы: какой доступ и какой сервис предлагается? Интерфейс, в сущности, является соглашением между поставщиком (программистом) и потребителем. В идеале мы должны предоставлять унифицированные и удобные средства, имеющие достаточно возможностей для того, чтобы их было легко использовать, и в то же время не настолько большие, чтобы стать громоздкими.
  • Сокрытие информации: какая информация доступна, а какая – нет? Интерфейс должен предоставлять прямой доступ к компонентам, скрывая при этом детали реализации, – с тем чтобы их можно было изменять, не затрагивая пользователя.
  • Управление ресурсами: кто отвечает за управление памятью и другими ограниченными ресурсами? Здесь главными проблемами являются выделение и освобождение памяти и управление совместно используемой информацией.
  • Обработка ошибок: кто обнаруживает ошибки, кто сообщает о них и каким образом все это делается? Какие попытки восстановления предпринимаются при обнаружении ошибки?

В главе 2 мы рассмотрели составные части, из которых строится система, – структуры данных. В главе 3 мы узнали, как объединять их в небольшие программы. Теперь наше внимание сосредоточится на интерфейсах между компонентами, получаемыми из разных источников.

В этой главе мы проиллюстрируем проектирование интерфейсов созданием библиотеки функций и структур данных для решения одной хорошо известной задачи.

Попутно мы познакомим вас с некоторыми принципами проектирования. Как правило, при проектировании приходится принимать огромное количество решений, но большинство из них делается почти бессознательно. Из-за незнания базовых принципов и возникают те малопонятные интерфейсы, которые ежедневно так досаждают программистам.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.