Иллюстрированный самоучитель по SVGA

Видеосистемы и их стандартизация

Персональный компьютер (далее ПК или PC) не был бы таковым при отсутствии внешних устройств. К ним относятся различные клавиатуры, "мыши", джойстики, принтеры, сканеры, модемы, звуковые карты, накопители на гибких, жестких, оптических и прочих дисках и, конечно же, мониторы. Пожалуй, наиболее важным из всех внешних устройств является оперативная память, поскольку без нее процессор просто не работоспособен. Вообще, внешним является любое устройство, не входящее в состав процессора (точнее микропроцессора).

Процессор не может непосредственно управлять работой внешнего устройства. Для этого нужен посредник – контроллер, который участвует в обмене данными между процессором и устройством и выполняет специфические действия, зависящие от особенностей устройства. Обычно контроллер обслуживает одно устройство. Исключением является контроллер ввода-вывода, обслуживающий все дисководы, а также порты параллельного и последовательного интерфейсов, к которым подключаются принтеры, мыши, джойстики и некоторые другие устройства.

Контроллеры могут располагаться на основной (системной, материнской) плате ПК, либо на отдельных платах (картах), вставляемых в разъемы основной платы. В отдельных случаях на карте может находиться и само внешнее устройство, например, внутренний модем.

Нас будут интересовать видеоконтроллеры, к которым подключаются мониторы. Большинство из них выполнено в виде отдельной платы, но в последние годы наметилась тенденция выпуска материнских плат с расположенными на ней ("интегрированными") видеоконтроллерами. Преимущество отдельных плат в том, что их всегда можно заменить другими с лучшими параметрами.

Для поддержки работы с любым контроллером требуется специальное программное обеспечение. Обычно оно записано на гибких или лазерных дисках, прилагаемых к контроллеру, или входит в комплект операционной системы, например Windows 9Х (95, 98, ME) и 2000. В любом случае при вводе нового устройства в эксплуатацию производится установка соответствующего программного обеспечения.

Данная глава содержит общий обзор современных компьютерных видеосистем и способов их программирования. Центральное место в ней занимает описание стандарта VESA, который оказал существенное влияние на развитие компьютерной графики.


Компьютерный рынок динамичен по своей природе, он постоянно предлагает новое, все более совершенное видеооборудование для ПК. Пользователи, напротив, склонны соразмерять свои потребности и реальные финансовые возможности. Поэтому в эксплуатации находится множество видеосистем, изготовленных разными фирмами и в разное время. Они существенно различаются по конструктивному исполнению, техническим характеристикам и, конечно же, по особенностям программирования. На их примере можно проследить всю историю развития технических средств персональных компьютеров от первых IBM PC XT до новейших моделей на базе процессоров семейства Pentium.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.