Иллюстрированный самоучитель по SVGA

Общая характеристика стандарта

Точечные или растровые рисунки являются одной из распространенных форм представления графической информации. Существует множество различных стандартов хранения таких рисунков на внешних носителях в виде файлов. В пятерку наиболее популярных входят BMP, PCX, TIFF, GIF и JPG. Большинство современных графических редакторов поддерживает работу с файлами перечисленных форматов и позволяет преобразовывать их из одного формата в другой. Кроме того, существуют программы, предназначенные только для просмотра изображений и преобразования форматов файлов.

BMP и PCX создавались для хранения рисунков, использующих палитру цветов. Со временем в них были внесены изменения, позволяющие хранить полноцветные рисунки, но соответствующие файлы имеют большие размеры и не подходят для передачи по компьютерным сетям. В форматах GIF и JPG применяются более эффективные способы сжатия рисунков, подготовленных с использованием палитры (GIF) и без нее (JPG). Эти два формата приняты в качестве своеобразного стандарта передачи графической информации в компьютерной сети Internet.

В прикладных графических задачах целесообразно работать с файлами BMP и PCX, поскольку хранящееся в них изображение либо не упаковано (BMP), либо распаковывается достаточно просто (PCX). Немаловажен и тот факт, что в этих форматах хранится множество рисунков, предназначенных для оформления рабочей области экрана. Если же выбранный рисунок хранится в файле, имеющем тип (расширение) GIF или JPG, то его можно преобразовать в используемый задачей формат с помощью графического редактора.

BMP является основным форматом графических файлов для Windows и ее приложений, поэтому автор счел целесообразным вынести описание работы с ним в данное приложение и обсудить особенности файлов, встречающихся на практике. Имена полей заголовка взяты из справочника Борна.


BMP является сокращением слова Bitmap, в такой записи оно переводится как "точечное изображение", а запись bit map обычно переводят как "карта битов". В соответствии с описанием стандарта файл состоит из четырех частей:

Bitmap_file, Bitmap_info, RGB_QUAD и Bitmap. Смысл этих названий следующий – данные о файле, данные об изображении, палитра используемых цветов и образ рисунка. Условимся рассматривать две первые части как заголовок файла. В таком случае файл состоит из заголовка, палитры и образа рисунка.

Существует несколько разновидностей стандарта BMP, основными из них являются стандарты для Windows и для OS/2. Они различаются размером полей, их расположением в области Bitmap_info и способом записи кодов базовых цветов в палитре. Образ рисунка хранится в одинаковой форме.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.