Программирование звукового генератора
Звуковые возможности ПК основаны на одноканальном управляемом звуковом генераторе, вырабатывающем электромагнитные колебания звуковой частоты. Колебания подаются на встроенный в ПК динамик и заставляют его звучать.
В модуль CRT включены три процедуры, с помощью которых Вы сможете запрограммировать произвольную последовательность звуков.
Процедура Sound
Заставляет динамик звучать с нужной частотой. Заголовок процедуры:
Procedure Sound(F: Word);
Здесь F – выражение типа Word, определяющее частоту звука в герцах.
После обращения к процедуре включается динамик и управление немедленно возвращается в основную программу, в то время как динамик будет звучать впредь до вызова процедуры NoSound.
Процедура No Sound
Выключает динамик. Если он к этому моменту не был включен, вызов процедуры игнорируется.
Процедура Delay
Обеспечивает задержку работы программы на заданный интервал времени. Заголовок процедуры:
Procedure Delay(T: Word);
Здесь Т – выражение типа Word, определяющее интервал времени (в миллисекундах), в течение которого задерживается выполнение следующего оператора программы.
Для генерации звукового сигнала обычно используется вызов описанных процедур по схеме Sound-Delay-NoSound. Следующая программа заставит ПК воспроизвести простую музыкальную гамму. Используемый в ней массив F содержит частоты всех полутонов в первой октаве от "до" до "си". При переходе от одной октавы к соседней частоты изменяются в два раза.
Uses CRT; const F: array [1..12] of Real = (130.8, 138.6, 146.8, 155.6, 164.8, 174.6, 185.0, 196.0, 207.7, 220.0, 233.1, 246.9);{Массив частот 1-й октавы} Temp = 100;{Темп исполнения} var k,n: Integer; begin {Восходящая гамма} for k: = 0 to 3 do for n: = 1 to 12 do begin Sound(Round(F[n]*(1 shl k))); Delay(Temp); NoSound end; {Нисходящая гамма} for k: = 3 downto 0 do for n: = 12 downto 1 do begin Sound(Round(F[n]*(1 shl k))); Delay(Temp); NoSound end end.