Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих

Консольное приложение

Если ширины поля, указанной в формате, недостаточно для вывода значения переменной, то выводится число в формате с плавающей точкой и десятью цифрами после запятой (все поле вывода в этом случае занимает 17 позиций).

После выполнения инструкции write курсор остается в той позиции экрана, в которую он переместился после вывода последнего символа, выведенного этой инструкцией. Следующая инструкция write начинает вывод именно с этой позиции. Например, в результате выполнения инструкций:

х: = -2.73;
write('Значение перем');
write('енной:');
write('х=');
write(x:8:5);

На экран будет выведено:

Значение переменной: х=-2.73000

Инструкция writeln отличается от инструкции write только тем, что после вывода сообщения или значений переменных курсор переводится в начало следующей строки. Например, если значением переменной x1 является число – 3.561, а значением переменной х2 – число 10.345, то результатом выполнения инструкций:

writein('Значения корней уравнения:');
writeln('x1=',x:7:3);
writein('х2=',х:7:3);

На экран будет выведено:

Значения корней уравнения:
x1=-3.561
х2= 10.345

Инструкции read и readln

Инструкция read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). В общем виде инструкция выглядит следующим образом:

read (Переменная1, Переменная2,… ПеременнаяN)

Где ПеременнаяN – имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.

Приведем примеры записи инструкции read:

read(a); read(Cena,Kol);

При выполнении инструкции read происходит следующее:

  1. Программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша Enter.
  2. После нажатия клавиши Enter введенное значение присваивается переменной, имя которой указано в инструкции.

Например, в результате выполнения инструкции:

read(Temperat);

И ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной Temperat будет число 21.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.