Консольное приложение
Если ширины поля, указанной в формате, недостаточно для вывода значения переменной, то выводится число в формате с плавающей точкой и десятью цифрами после запятой (все поле вывода в этом случае занимает 17 позиций).
После выполнения инструкции write курсор остается в той позиции экрана, в которую он переместился после вывода последнего символа, выведенного этой инструкцией. Следующая инструкция write начинает вывод именно с этой позиции. Например, в результате выполнения инструкций:
х: = -2.73; write('Значение перем'); write('енной:'); write('х='); write(x:8:5);
На экран будет выведено:
Значение переменной: х=-2.73000
Инструкция writeln отличается от инструкции write только тем, что после вывода сообщения или значений переменных курсор переводится в начало следующей строки. Например, если значением переменной x1 является число – 3.561, а значением переменной х2 – число 10.345, то результатом выполнения инструкций:
writein('Значения корней уравнения:'); writeln('x1=',x:7:3); writein('х2=',х:7:3);
На экран будет выведено:
Значения корней уравнения: x1=-3.561 х2= 10.345
Инструкции read и readln
Инструкция read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). В общем виде инструкция выглядит следующим образом:
read (Переменная1, Переменная2,… ПеременнаяN)
Где ПеременнаяN – имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.
Приведем примеры записи инструкции read:
read(a); read(Cena,Kol);
При выполнении инструкции read происходит следующее:
- Программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша Enter.
- После нажатия клавиши Enter введенное значение присваивается переменной, имя которой указано в инструкции.
Например, в результате выполнения инструкции:
read(Temperat);
И ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной Temperat будет число 21.