Консольное приложение
Одна инструкция read позволяет получить значения нескольких переменных. При этом вводимые числа должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами. Например, если тип переменных а, b и с – real, то в результате выполнения инструкции read(a,b,c); и ввода с клавиатуры строки:
4.5 23 0.17
Переменные будут иметь следующие значения:
а = 4.5; b = 23.0; с = 0.17.
Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в инструкции read, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read. Например, в результате выполнения инструкций:
read(А,В); read(С);
И ввода с клавиатуры строки:
10 25 18
Переменные получат следующие значения: А=10, B = 25. Инструкция read (С); присвоит переменной с значение 18.
Инструкция readln отличается от инструкции read тем, что после выделения очередного числа из введенной с клавиатуры строки и присваивания его последней переменной из списка инструкции readln, оставшаяся часть строки теряется, и следующая инструкция read или readln будет требовать нового ввода.
Например, в результате выполнения инструкции:
readin(А,В); read(С);
И вводе с клавиатуры строки:
10 25 18
Переменные получат следующие значения: А=10, B = 25. После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.
Перед каждой инструкцией read или readin следует располагать инструкцию write, для того чтобы подсказать пользователю, какие данные ожидает от него программа. Например, фрагмент программы вычисления стоимости покупки может иметь вид:
writeln('Введите исходные данные.'); write('Цена изделия:'); readln(Сеnа); write('Количество в партии:'); readln(Kol); write('Скидка:'); readln(Skidka);
Если тип данных, вводимых с клавиатуры, не соответствует или не может быть приведен к типу переменных, имена которых указаны в инструкции read (readln), то программа аварийно завершает работу (инструкции, следующие за read, не выполняются), и на экран выводится сообщение об ошибке.