Консольное приложение
Хотя данная книга посвящена программированию в Windows, нельзя обойти вниманием так называемые консольные приложения. Консоль – это монитор и клавиатура, рассматриваемые как единое устройство. Консольное приложение – программа, предназначенная для работы в операционной системе MS-DOS (или в окне DOS), для которой устройством ввода является клавиатура, а устройством вывода – монитор, работающий в режиме отображения символьной информации (буквы, цифры и специальные знаки).
Консольные приложения удобны как иллюстрации при рассмотрении общих вопросов программирования, когда надо сосредоточиться на сути проблемы, а также как небольшие утилиты "для внутреннего потребления".
Перед тем как приступить к созданию консольного приложения, рассмотрим инструкции, обеспечивающие вывод информации на экран и ввод данных с клавиатуры.
Инструкции write и writeln
Инструкция write предназначена для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных. После слова write в скобках задается список переменных, значения которых должны быть выведены. Кроме имен переменных в список можно включить сообщение – текст, заключенный в одиночные кавычки.
Например:
write(Summa); write('Результат вычислений'); write('Корни уравнения .x1=', x1, ' х2=', х2);
После имени переменной через двоеточие можно поместить описание (формат) поля вывода значения переменной.
Для переменной типа Integer формат – это целое число, которое задает ширину поля вывода (количество позиций на экране).
Например, инструкция:
write(d:5);
Показывает, что для вывода значения переменной d используется 5 позиций.
Если значение переменной такое, что его изображение занимает меньше позиций, чем указано в формате, то перед первой цифрой числа будут выведены пробелы так, чтобы общее количество выведенных символов было равно указанному в формате.
Например, если значение переменной Kol типа integer равно 15, то в результате выполнения инструкции:
write('Всего изделий:', Kol:5);
На экран будет выведено:
Всего изделий: 15
Для переменных типа Real формат представляет собой два целых числа, разделенных двоеточием. Первое число определяет ширину поля вывода, второе – количество цифр дробной части числа. Если задать только ширину поля, то на экране появится число, представленное в формате с плавающей точкой.
Например, пусть переменные x1 и х2 типа real имеют значения 13.25 и -0.3401, тогда в результате выполнения инструкции:
write('x1=',x1:5:2,' х2=',х2:12)
На экран будет выведено:
x1=13.25 х2=-3.40100Е-01