Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для профессионалов

Исключительная ситуация как класс

Любому, кто писал более или менее сложные программы, интуитивно ясно, что такое обработка исключительных ситуаций (ИС). Всякое взаимодействие с операционной системой на предмет получения ресурсов – места на диске, в памяти, открытие файла – может завершиться неудачно. Любое вычисление может закончиться делением на ноль или переполнением. Дополнительный фактор возникновения исключительных ситуаций содержится в данных, к которым могут обращаться программы. Особенно это актуально в приложениях баз данных.

Платой за надежную работу программы в таких условиях служит введение многочисленных проверок, способных предотвратить некорректные действия в случае возникновения нештатной ситуации. Хорошо, если в конце очередной конструкции if..then можно просто поставить оператор Exit. Обычно же для корректного выхода из ситуации нужно отменить целую последовательность действий, предшествующих неудачному. Все это сильно запутывает программу, маскируя четкую структуру главного алгоритма.

При разработке приложений в Delphi программист имеет возможность использовать несколько механизмов, обеспечивающих обработку исключительных ситуаций. Это и специальные операторы языка Object Pascal, и классы, предназначенные для программирования реакции на ошибки.

Поэтому эта глава посвящена… нет, не тому, как писать безошибочно; а тому, как защищать приложения от воздействия неизбежно возникающих ошибок.


Что же такое исключительная ситуация? Интуитивно понятно, что это – некое нештатное событие, могущее повлиять на дальнейшее выполнение программы. Если вы ранее писали в среде Turbo Pascal или подобной, то вы наверняка пытались избежать таких ситуаций, вводя многочисленные проверки данных и кодов возврата функций. От этого громоздкого кода можно раз и навсегда избавиться, взяв на вооружение механизм, реализованный в Delphi.

Компилятор Delphi генерирует код, который перехватывает любое такое нештатное событие, сохраняет необходимые данные о состоянии программы, и выдает разработчику… Что можно выдать в объектно-ориентированном языке программирования? Конечно же, объект. С точки зрения Object Pascal исключительная ситуация – это объект.

Вы можете получить и обработать этот объект, предусмотрев в программе специальную языковую конструкцию (try..except). Если такая конструкция не предусмотрена, все равно исключение будет обработано – в недрах VCL есть соответствующие обработчики, окружающие все потенциально опасные места.

Чем же различаются между собой исключительные ситуации? Как отличить одну исключительную ситуацию от другой? Поскольку это объекты, они отличаются классом (объектным типом). В модуле SYSUTILS.PAS описан объектный тип Exception. Он является предком для всех других объектов – исключительных ситуаций. Вот он:

Exception = class(TObject)
private
FMessage: string;
FHelpContext: Integer;
public
constructor Create(const Msg: string);
constructor CreateEmt(const Msg: string; const Args: array of const);
constructor CreateRes(Ident: Integer); overload;
constructor CreateRes(ResStringRec: PResStringRec); overload;
constructor CreateResFmt(Ident: Integer; const Args: array of const);
overload; constructor CreateResFmt(ResStringRec: PResStringRec; const Args: array of const);
overload;
constructor CreateHelp(const Msg: string; AHelpContext: Integer);
constructor CreateFmtHelp(const Msg: string; const Args:
array of const;
AHelpContext: Integer);
constructor CreateResHelp(Ident: Integer; AHelpContext: Integer);
overload;
constructor CreateResHelp(ResStringRec: PResStringRec; AHelpContext: Integer); overload;
constructor CreateResFmtHelp(ResStringRec: PResStringRec; const Args: array of const;
 AHelpContext: Integer); overload;
constructor CreateResFmtHelp(Ident: Integer; const Args: array of const; AHelpContext: Integer);
 overload;
property HelpContext: Integer read FHelpContext write FHelpContext;
property Message: string read FMessage write FMessage;
end;
ExceptClass = class of Exception;

Как видно из приведенного описания класса Exception, у него имеется двенадцать (!) конструкторов, позволяющих задействовать при создании объекта текстовые строки из ресурсов приложения (имя включает строку Res), форматирование текста (включает Fmt), связь с контекстом справочной системы (включает Help).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.