Грани и сети
В общем случае сеть – это объект, у которого вдоль одного направления имеется определенное количество точек (М), а вдоль другого направления – другое заданное количество точек (N). Эти направления так и принято называть – М-направление и N-направление. Соответственно общее количество ячеек есть произведение (М – 1) на (N – 1). Сети могут быть незамкнутыми и замкнутыми, причем замыкание может быть по одному или двум направлениям. Сеть, не замкнутая по какому-то направлению, может быть замкнута с помощью команды PEDIT (ПОЛРЕД), т. к. эта команда редактирует не только полилинии, но и сети (которые во внутреннем представлении в системе AutoCAD являются примитивами POLYLINE).
Команда 3DMESH (3-СЕТЬ), которой соответствует кнопка панели инструментов Surfaces (Поверхности), позволяет построить произвольную незамкнутую сеть по координатам точек вершин этой сети.
Первый запрос команды:
- Mesh M size: (Размер сети в направлении М:)
Введите число от 2 до 256, определяющее размер сети по направлению М (например, 3). Далее:
- Mesh N size: (Размер сети в направлении N:)
Введите число от 2 до 256, определяющее размер сети по направлению N (например, 4). Затем выдаются запросы по каждой из 12 вершин сети. Точки по каждому направлению нумеруются от 0 до М – 1 и от 0 до N – 1, соответственно. Система AutoCAD запросит первую вершину:
- Vertex (0, 0): (Положение вершины (0, 0):)
Далее по очереди запрашиваются все остальные вершины с номерами (О, 1), (О, 2), (0, 3), (1, 0), (1, 1), (1, 2), (1. 3), (2, 0), (2, 1), (2, 2), (2, 3).
Пример такой сети приведен на рис. 9.73.
Рис. 9.73. Построение сети размером 3x4
На этом рисунке направление Y ближе к горизонтальной границе экрана, а направление N – к вертикальной.
Четыре последних кнопки панели инструментов Surfaces (Поверхности) представляют собой случаи построения более сложных сетей. Кнопка которой соответствует команда REVSURF (П-ВРАЩ). Команда позволяет получить поверхность, образующуюся в пространстве при вращении линии вокруг отрезка. На рис. 9.74 показан пример сети, полученной как поверхность вращения полилинии вокруг оси МСК (невидимые линии скрыты).
При построении поверхностей вращения размер сети определяется значениями системных переменных SURFTAB1 и SURFTAB2 (о системных переменных см. разд. 11.1). Они определяют количество прямолинейных сегментов, которыми аппроксимируются в обоих направлениях криволинейные участки используемых в построении сетей линий. Стандартные значения этих переменных равны 6. Пример на рис. 9.74 был построен со значениями SURFTAB1 = 12 и SURFTAB2 = 12.
Рис. 9.74. Построение поверхности вращения
Для изменения значения системной переменной используйте команду SETVAR (УСТПЕРЕМ).
Остальные три кнопки панели инструментов Surfaces (Поверхности) выполняют следующие операции:
- – создает поверхность сдвига, получаемую от движения одной кривой вдоль другой (команда TABSURF (П-СДВИГ));
- – создает поверхность соединения, возникающую при плавном переходе от одной линии к другой (команда RULESURF (П-СОЕД));
- – создает поверхность Кунса между четырьмя кромками, образующими замкнутый криволинейный четырехугольник (команда EDGESURF (П-КРОМКА)).
В этих командах также имеют большое значение системные переменные SURFTAB1 и SURFTAB2.