-
FreeHand имеет превосходные средства обработки текста. Этот арсенал средств форматирования и верстки текста не только превосходит возможности многих векторных редакторов, например, Adobe Illustrator и Corel Draw, но и позволяет программе успешно конкурировать с некоторыми специализированными текстовыми редакторами и настольными издательскими системами.
-
Программа устанавливает размеры автоматического блока исходя из количества строчек текста и их ширины. Работу с автоматическим блоком можно сравнить с набором текста на странице, которая имеет бесконечную ширину и высоту.
-
Программа имеет специальный текстовый редактор, который позволяет работать с содержимым текстового блока в отдельном окне. Вызвать редактор можно несколькими разными способами: | По команде Text › Editor; | Комбинацией горячих клавиш CTRL + SHIFT + E);
-
К сожалению, FreeHand предлагает весьма ограниченный набор способов перемещения по тексту. Основной прием перемещения по тексту – это использование мыши. Щелчок инструментом Text помещает курсор в данную точку текстового блока. | Перечислим клавиатурные наборы для текстовой навигации. | Нажатие
-
Чтобы отформатировать текстовый фрагмент, его необходимо сначала отметить (маркировать). Основной прием маркирования – это перемещение мыши при нажатой левой кнопке. Вместо перемещения мыши можно, удерживая клавишу SHIFT, щелкнуть в начале выделяемого фрагмента, а потом в его конце (или наоборот).
-
Программа предлагает единственный способ обмена текстом между блоками и цепочками – использование буфера. Чтобы скопировать текст, необходимо его отметить, по команде Edit › Copy (CTRL + C) перенести копию текста в буфер обмена, установить текстовый курсор в позицию вставки и по команде Edit › Paste (CTRL + V) вставить содержимое буфера обмена.
-
Почти все профессиональные текстовые редакторы включают в себя программные средства лингвистического анализа и коррекции текста. Как правило, возможности таких средств не выходят за пределы стандартного набора функций.
-
Поиск и замена – это одна из важнейших функций любой программы, которая обрабатывает большие объемы текстовой информации. Все профессиональные текстовые редакторы, настольные издательские системы, мощные графические редакторы имеют средства для поиска и замены строковых образцов.
-
Во многих отношениях поведение текстовых блоков не отличается от геометрических примитивов. Например, при помощи палитры Transform блоки можно вращать, наклонять, отражать, перемещать и масштабировать как обычные рисованные фигуры.
-
Текстовая цепочка представляет собой упорядоченное множество связанных текстовых блоков. Цепочка представляет собой хранилище текстового потока. Каждый блок цепочки может получать текст от предшествующего и передавать избыточный текст в последующий блок.
-
Многие программы включают себя специальные подпрограммы, модули или дополнения для работы с таблицами. В состав FreeHand не входит отдельный табличный редактор, но программа может создавать таблицы на основе текстовых блоков. | Текстовый блок допускает разделение на строки и столбцы.
-
Программа имеет средства, которые управляют расположением текста в нескольких колонках. Эти средства позволяют уравнивать количество строчек текста, расположенного в разных колонках. Такое выравнивание называется балансировкой колонок.
-
С точки зрения задания параметров фона и контура, текстовые блоки не имеют никаких особенностей по сравнению с любым замкнутым контуром. Все возможности инспектора заливок и инспектора обводок доступны и для текстовых блоков.
-
Со времен, когда в делопроизводстве доминировали дырокол, скоросшиватель и пишущая машинка, радикально изменилось отношение к шрифтовому оформлению документа. Современные программы могут оперировать сотнями разнообразных шрифтов: от классических до современных, имитирующих рукописное начертание или выполненных в стиле "модерн". Роль шрифта в деловом документе подобна роли интонации при разговоре.
-
Любые признаки форматирования, которые могут быть присвоены текстовому фрагменту или группе символов, относятся к форматированию символов. Такими признаками являются тип шрифта, кегль, цвет, сдвиг относительно базовой линии, начертание и некоторые другие.
-
Когда открывается документ, который содержит шрифты, не установленные на данном компьютере, FreeHand вызывает диалоговое окно Missing Fonts (Отсутствующие шрифты), показанное на рис. 6.21 слева. Оно информирует пользователя о недостающих шрифтах и позволяет выбрать для них подходящую замену.
-
При определении межстрочного расстояния (интерлиньяжа) можно использовать те же программные средства, что и для задания размеров: команды группы Text главного меню, панель форматирования текста и инспектор текста.
-
Отмеченные символы можно перемещать по вертикали. Поскольку за точку отсчета вертикального положения любого символа берется позиция базовой линии, то эта процедура называется сдвигом базовой линии. | Величина сдвига задается в поле Baseline SHIFT (Сдвиг базовой линии) инспектора текста.
-
Кернинг (kerning) – это изменение расстояния между парами символов для достижения оптического ритма или оптической сбалансированности строк. FreeHand поддерживает только ручной способ задания кернинга. Единицей измерения служат доли или проценты круглой шпации.
-
Масштабирование – это изменение размеров всех отмеченных символов, включая пробелы между словами и буквами и спецсимволы. Масштабирование символов текстового блока можно выполнить буксировкой любого углового маркера блока при нажатой клавише ALT.
-
В отличие от текстовых блоков, свойства заливки и обводки которых почти ничем не отличаются от замкнутых контуров, на параметры фона и границы символов накладываются жесткие ограничения – они могут принимать только базовые (Basic) заливки и обводки.
-
Шрифтовые эффекты представляют собой оформительские средства, которые служат для привлечения внимания читателя и решения специальных дизайнерских задач. С эффектами, как и с любым сложным инструментом, надо обращаться с осторожностью.
-
Самым полезным из всех шрифтовых эффектов, видимо, является Highlight (Подсветка). Не случайно, что только этот эффект разработчики снабдили клавиатурным сокращением – для выполнения команды достаточно нажать CTRL + ALT + SHIFT + H.
-
Команда Inline (Концентрический контур) рисует замкнутую линию(и), которая(ые) повторяет форму отмеченных символов. Этот интересный шрифтовой эффект, однако, не имеет широкой области применения. Он обычно используется для повышения выразительности заголовков.
-
Команда Shadow (Тень) добавляет тени к отмеченным символам. Тени имитируют освещение символов воображаемым источником света. Команда не имеет настроек. Она рисует тень со сдвигом вниз и вправо от каждого символа. Величина сдвига зависит от размера символов.
-
С точки зрения литературного редактора, параграфом называется фрагмент текста внутри главы или раздела. По мнению оператора настольной издательской системы, параграф – это часть текста с однородными признаками форматирования.
-
Апрош – это типографский термин, который обозначает расстояние между буквами. Свободное пространство между словами называется пробелом или шпацией. | Размер апрошей и пробелов – это основной параметр при регулировании горизонтального положения текста.
-
При переходе параграфа на другую колонку или в новый текстовый блок строки параграфа могут располагаться по обе стороны от границы блока или колонки. Если граница отсекает от параграфа одну строку, то такой способ перехода считается ошибкой верстальщика, а отсеченная строка называется висячей.
-
Автоматический перенос обычно применяется при флаговом наборе текста в узких колонках. Текст, набранный с переносами, имеет большую плотность и обеспечивает более равномерное заполнение площади блока или колонки.
-
Отступами называются не заполненные текстом полосы, расположенные по сторонам параграфа. Левый и правый отступы отделяют параграф от границ блока или колонки. Отступы сверху и снизу, которые иногда называют отбивками, увеличивают свободное расстояние между текущим, предыдущим и следующим параграфами. | Отступы – это один из способов улучшения восприятия печатного текста.
-
Еще во времена издания первых печатных книг была замечено, что некоторые знаки препинания воспринимаются при чтении иначе, чем остальные буквы или цифры. Они имеют другую смысловую нагрузку и поэтому, теряются на фоне остальных символов.
-
Табуляторы – это специальное средство, которое применяется для изменения горизонтального положения текста. С табуляторами могут работать все развитые программы обработки текста, и в этом отношении FreeHand не является исключением.
-
Левые табуляторы (Left) | Левые табуляторы обычно используются для перемещения текста по горизонтали. Рассмотрим, как при помощи левого табулятора можно получить шаблон для подписи (рис. 6.35). Для этого необходимо: | Набрать текст в одну строку, причем пробел между номером отдела и фамилией не нужен;
-
Размерная линейка текстового блока как средство задания параметров табуляции имеет общий для многих интерактивных инструментов дефект – недостаточную точность. В процессе верстки текстов со сложной структурой часто приходится расставлять десятки табуляторов, выдерживая миллиметровые допуски на их положение. Выполнить такую работу "вручную", только при помощи размерной линейки, едва ли возможно.
-
Большой энциклопедический словарь определяет стиль как общность образной системы, выразительных средств и элементов оформления. Понятие стиля является универсальным и применяется в любых сферах человеческой деятельности. Существуют художественные стили, стили речи, одежды, поведения и т. п.
-
Программа предоставляет три основные возможности при разработке нового текстового стиля: копирование признаков форматирования с некоторого образца, создание стиля "с нуля" и оформление стиля на основе базового стиля.
-
Под разработкой стиля понимается создание нового стиля "с нуля", без копирования атрибутов образцов и существующих стилей. Чтобы разработать стиль, требуется проделать примерно такую же работу, что и для форматировании параграфа, т. е. установить все необходимые атрибуты стиля вручную.
-
В качестве источника для атрибутов нового стиля может выступать не только параграф, но и другой стиль. В этом случае новый стиль и оригинал вступают в отношения предок-потомок. Говорят, что потомок наследует свойства своего предка.
-
Способы применения стилей оформления очень похожи на способы назначения цветовых атрибутов графическим объектам. | Параграф, которому назначается стиль, должен быть отмечен. Напомним, что для отметки параграфа не обязательно покрывать маркировкой все его литеры.
-
Разработка сложного стиля часто требует большого труда и кропотливой шлифовки. Многие стили строятся в расчете на многократное применение в разных документах. При коллективной работе над сложным проектом стили объединяются в библиотеки и коллекции, открытые для использования любым членом коллектива разработчиков.
-
Стилевой маской называется стиль, у которого часть атрибутов не задана и эти атрибуты могут принимать любые значения. Отличительной чертой стилевых масок являются пустые поля в диалоговом окне Edit Style.
-
Траекторным будем называть текст, символы которого расположены вдоль некоторой направляющей кривой. Траекторный текст – это один из самых мощных оформительских эффектов. Он применяется для создания броских заголовков, рекламных слоганов, надписей в рекламных знаках, эмблемах и логотипах.
-
Полосы набора текста могут располагаться не только в текстовых блоках и цепочках. FreeHand предоставляет возможность разместить текст внутри любого замкнутого контура. Контуры, предназначенные для хранения текста, называются текстовыми контейнерами.
-
Обтеканием называется такой режим наложения текста и объекта, при котором происходит "выдавливание" текста за пределы объекта. В практике журнальной и рекламной верстки обтекание используется очень часто.
-
Одной из привлекательных особенностей FreeHand является возможность вставлять в текстовые блоки различные внешние объекты. Такие объекты разработчики программы называют Inline Graphics. В программах-конкурентах эта мощная функция не реализована, и вставить фигуру в текстовый блок, например, в программах Corel Draw или Adobe Illustrator можно только при помощи различных ухищрений.
-
Возможности обработки текста во FreeHand должны удовлетворить самого требовательного пользователя. В тех редких случаях, когда замысел дизайнера столь сложен, что его не удается воплотить при помощи штатных средств форматирования, применяется преобразование текста в кривые.