Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand

Текст

  • Ввод и редактирование

    FreeHand имеет превосходные средства обработки текста. Этот арсенал средств форматирования и верстки текста не только превосходит возможности многих векторных редакторов, например, Adobe Illustrator и Corel Draw, но и позволяет программе успешно конкурировать с некоторыми специализированными текстовыми редакторами и настольными издательскими системами.
  • Автоматические текстовые блоки

    Программа устанавливает размеры автоматического блока исходя из количества строчек текста и их ширины. Работу с автоматическим блоком можно сравнить с набором текста на странице, которая имеет бесконечную ширину и высоту.
  • Текстовый редактор

    Программа имеет специальный текстовый редактор, который позволяет работать с содержимым текстового блока в отдельном окне. Вызвать редактор можно несколькими разными способами: | По команде Text › Editor; | Комбинацией горячих клавиш CTRL + SHIFT + E);
  • Навигация в тексте

    К сожалению, FreeHand предлагает весьма ограниченный набор способов перемещения по тексту. Основной прием перемещения по тексту – это использование мыши. Щелчок инструментом Text помещает курсор в данную точку текстового блока. | Перечислим клавиатурные наборы для текстовой навигации. | Нажатие
  • Маркирование текста

    Чтобы отформатировать текстовый фрагмент, его необходимо сначала отметить (маркировать). Основной прием маркирования – это перемещение мыши при нажатой левой кнопке. Вместо перемещения мыши можно, удерживая клавишу SHIFT, щелкнуть в начале выделяемого фрагмента, а потом в его конце (или наоборот).
  • Копирование и перемещение текста. Вставка специальных символов.

    Программа предлагает единственный способ обмена текстом между блоками и цепочками – использование буфера. Чтобы скопировать текст, необходимо его отметить, по команде Edit › Copy (CTRL + C) перенести копию текста в буфер обмена, установить текстовый курсор в позицию вставки и по команде Edit › Paste (CTRL + V) вставить содержимое буфера обмена.
  • Проверка правописания

    Почти все профессиональные текстовые редакторы включают в себя программные средства лингвистического анализа и коррекции текста. Как правило, возможности таких средств не выходят за пределы стандартного набора функций.
  • Поиск и замена текста

    Поиск и замена – это одна из важнейших функций любой программы, которая обрабатывает большие объемы текстовой информации. Все профессиональные текстовые редакторы, настольные издательские системы, мощные графические редакторы имеют средства для поиска и замены строковых образцов.
  • Работа с текстовыми блоками. Размеры текстовых блоков.

    Во многих отношениях поведение текстовых блоков не отличается от геометрических примитивов. Например, при помощи палитры Transform блоки можно вращать, наклонять, отражать, перемещать и масштабировать как обычные рисованные фигуры.
  • Текстовые цепочки

    Текстовая цепочка представляет собой упорядоченное множество связанных текстовых блоков. Цепочка представляет собой хранилище текстового потока. Каждый блок цепочки может получать текст от предшествующего и передавать избыточный текст в последующий блок.
  • Таблицы

    Многие программы включают себя специальные подпрограммы, модули или дополнения для работы с таблицами. В состав FreeHand не входит отдельный табличный редактор, но программа может создавать таблицы на основе текстовых блоков. | Текстовый блок допускает разделение на строки и столбцы.
  • Балансировка колонок

    Программа имеет средства, которые управляют расположением текста в нескольких колонках. Эти средства позволяют уравнивать количество строчек текста, расположенного в разных колонках. Такое выравнивание называется балансировкой колонок.
  • Обводки и заливки

    С точки зрения задания параметров фона и контура, текстовые блоки не имеют никаких особенностей по сравнению с любым замкнутым контуром. Все возможности инспектора заливок и инспектора обводок доступны и для текстовых блоков.
  • Шрифтовые атрибуты

    Со времен, когда в делопроизводстве доминировали дырокол, скоросшиватель и пишущая машинка, радикально изменилось отношение к шрифтовому оформлению документа. Современные программы могут оперировать сотнями разнообразных шрифтов: от классических до современных, имитирующих рукописное начертание или выполненных в стиле "модерн". Роль шрифта в деловом документе подобна роли интонации при разговоре.
  • Форматирование символов

    Любые признаки форматирования, которые могут быть присвоены текстовому фрагменту или группе символов, относятся к форматированию символов. Такими признаками являются тип шрифта, кегль, цвет, сдвиг относительно базовой линии, начертание и некоторые другие.
  • Замена шрифтов. Кегль.

    Когда открывается документ, который содержит шрифты, не установленные на данном компьютере, FreeHand вызывает диалоговое окно Missing Fonts (Отсутствующие шрифты), показанное на рис. 6.21 слева. Оно информирует пользователя о недостающих шрифтах и позволяет выбрать для них подходящую замену.
  • Интерлиньяж

    При определении межстрочного расстояния (интерлиньяжа) можно использовать те же программные средства, что и для задания размеров: команды группы Text главного меню, панель форматирования текста и инспектор текста.
  • Сдвиг базовой линии

    Отмеченные символы можно перемещать по вертикали. Поскольку за точку отсчета вертикального положения любого символа берется позиция базовой линии, то эта процедура называется сдвигом базовой линии. | Величина сдвига задается в поле Baseline SHIFT (Сдвиг базовой линии) инспектора текста.
  • Задание кернинга и трекинга

    Кернинг (kerning) – это изменение расстояния между парами символов для достижения оптического ритма или оптической сбалансированности строк. FreeHand поддерживает только ручной способ задания кернинга. Единицей измерения служат доли или проценты круглой шпации.
  • Масштабирование символов

    Масштабирование – это изменение размеров всех отмеченных символов, включая пробелы между словами и буквами и спецсимволы. Масштабирование символов текстового блока можно выполнить буксировкой любого углового маркера блока при нажатой клавише ALT.
  • Заливки и обводки

    В отличие от текстовых блоков, свойства заливки и обводки которых почти ничем не отличаются от замкнутых контуров, на параметры фона и границы символов накладываются жесткие ограничения – они могут принимать только базовые (Basic) заливки и обводки.
  • Шрифтовые эффекты

    Шрифтовые эффекты представляют собой оформительские средства, которые служат для привлечения внимания читателя и решения специальных дизайнерских задач. С эффектами, как и с любым сложным инструментом, надо обращаться с осторожностью.
  • Подсветка

    Самым полезным из всех шрифтовых эффектов, видимо, является Highlight (Подсветка). Не случайно, что только этот эффект разработчики снабдили клавиатурным сокращением – для выполнения команды достаточно нажать CTRL + ALT + SHIFT + H.
  • Концентрический контур

    Команда Inline (Концентрический контур) рисует замкнутую линию(и), которая(ые) повторяет форму отмеченных символов. Этот интересный шрифтовой эффект, однако, не имеет широкой области применения. Он обычно используется для повышения выразительности заголовков.
  • Тень. Подчеркивание и перечеркивание. Перспектива.

    Команда Shadow (Тень) добавляет тени к отмеченным символам. Тени имитируют освещение символов воображаемым источником света. Команда не имеет настроек. Она рисует тень со сдвигом вниз и вправо от каждого символа. Величина сдвига зависит от размера символов.
  • Форматирование параграфа. Выключка.

    С точки зрения литературного редактора, параграфом называется фрагмент текста внутри главы или раздела. По мнению оператора настольной издательской системы, параграф – это часть текста с однородными признаками форматирования.
  • Пробелы и апроши

    Апрош – это типографский термин, который обозначает расстояние между буквами. Свободное пространство между словами называется пробелом или шпацией. | Размер апрошей и пробелов – это основной параметр при регулировании горизонтального положения текста.
  • Висячие строки

    При переходе параграфа на другую колонку или в новый текстовый блок строки параграфа могут располагаться по обе стороны от границы блока или колонки. Если граница отсекает от параграфа одну строку, то такой способ перехода считается ошибкой верстальщика, а отсеченная строка называется висячей.
  • Переносы

    Автоматический перенос обычно применяется при флаговом наборе текста в узких колонках. Текст, набранный с переносами, имеет большую плотность и обеспечивает более равномерное заполнение площади блока или колонки.
  • Отступы

    Отступами называются не заполненные текстом полосы, расположенные по сторонам параграфа. Левый и правый отступы отделяют параграф от границ блока или колонки. Отступы сверху и снизу, которые иногда называют отбивками, увеличивают свободное расстояние между текущим, предыдущим и следующим параграфами. | Отступы – это один из способов улучшения восприятия печатного текста.
  • Контроль знаков пунктуации. Подчеркивание параграфов.

    Еще во времена издания первых печатных книг была замечено, что некоторые знаки препинания воспринимаются при чтении иначе, чем остальные буквы или цифры. Они имеют другую смысловую нагрузку и поэтому, теряются на фоне остальных символов.
  • Табуляторы

    Табуляторы – это специальное средство, которое применяется для изменения горизонтального положения текста. С табуляторами могут работать все развитые программы обработки текста, и в этом отношении FreeHand не является исключением.
  • Виды табуляторов

    Левые табуляторы (Left) | Левые табуляторы обычно используются для перемещения текста по горизонтали. Рассмотрим, как при помощи левого табулятора можно получить шаблон для подписи (рис. 6.35). Для этого необходимо: | Набрать текст в одну строку, причем пробел между номером отдела и фамилией не нужен;
  • Установка табуляторов "по цифре"

    Размерная линейка текстового блока как средство задания параметров табуляции имеет общий для многих интерактивных инструментов дефект – недостаточную точность. В процессе верстки текстов со сложной структурой часто приходится расставлять десятки табуляторов, выдерживая миллиметровые допуски на их положение. Выполнить такую работу "вручную", только при помощи размерной линейки, едва ли возможно.
  • Стили

    Большой энциклопедический словарь определяет стиль как общность образной системы, выразительных средств и элементов оформления. Понятие стиля является универсальным и применяется в любых сферах человеческой деятельности. Существуют художественные стили, стили речи, одежды, поведения и т. п.
  • Создание стиля по образцу

    Программа предоставляет три основные возможности при разработке нового текстового стиля: копирование признаков форматирования с некоторого образца, создание стиля "с нуля" и оформление стиля на основе базового стиля.
  • Разработка стиля

    Под разработкой стиля понимается создание нового стиля "с нуля", без копирования атрибутов образцов и существующих стилей. Чтобы разработать стиль, требуется проделать примерно такую же работу, что и для форматировании параграфа, т. е. установить все необходимые атрибуты стиля вручную.
  • Создание стилей на основе наследования. Переопределение стиля.

    В качестве источника для атрибутов нового стиля может выступать не только параграф, но и другой стиль. В этом случае новый стиль и оригинал вступают в отношения предок-потомок. Говорят, что потомок наследует свойства своего предка.
  • Применение стиля. Исключения.

    Способы применения стилей оформления очень похожи на способы назначения цветовых атрибутов графическим объектам. | Параграф, которому назначается стиль, должен быть отмечен. Напомним, что для отметки параграфа не обязательно покрывать маркировкой все его литеры.
  • Импорт и экспорт стилей

    Разработка сложного стиля часто требует большого труда и кропотливой шлифовки. Многие стили строятся в расчете на многократное применение в разных документах. При коллективной работе над сложным проектом стили объединяются в библиотеки и коллекции, открытые для использования любым членом коллектива разработчиков.
  • Стилевые маски

    Стилевой маской называется стиль, у которого часть атрибутов не задана и эти атрибуты могут принимать любые значения. Отличительной чертой стилевых масок являются пустые поля в диалоговом окне Edit Style.
  • Траекторный текст

    Траекторным будем называть текст, символы которого расположены вдоль некоторой направляющей кривой. Траекторный текст – это один из самых мощных оформительских эффектов. Он применяется для создания броских заголовков, рекламных слоганов, надписей в рекламных знаках, эмблемах и логотипах.
  • Текстовые контейнеры

    Полосы набора текста могут располагаться не только в текстовых блоках и цепочках. FreeHand предоставляет возможность разместить текст внутри любого замкнутого контура. Контуры, предназначенные для хранения текста, называются текстовыми контейнерами.
  • Обтекание

    Обтеканием называется такой режим наложения текста и объекта, при котором происходит "выдавливание" текста за пределы объекта. В практике журнальной и рекламной верстки обтекание используется очень часто.
  • Внедрение объектов в текстовые блоки

    Одной из привлекательных особенностей FreeHand является возможность вставлять в текстовые блоки различные внешние объекты. Такие объекты разработчики программы называют Inline Graphics. В программах-конкурентах эта мощная функция не реализована, и вставить фигуру в текстовый блок, например, в программах Corel Draw или Adobe Illustrator можно только при помощи различных ухищрений.
  • Преобразование текста в кривые

    Возможности обработки текста во FreeHand должны удовлетворить самого требовательного пользователя. В тех редких случаях, когда замысел дизайнера столь сложен, что его не удается воплотить при помощи штатных средств форматирования, применяется преобразование текста в кривые.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.